Школьникам из Новосибирска грозит тюремный срок за взлом электронного журнала
Два года тюрьмы за исправление двоек в электронном журнале грозит жителю Новосибирска. В школе по углубленному изучению информатики один из старшеклассников взломал программу, а другой воспользовался доступом к системе и менял себе и одноклассникам плохие оценки на хорошие. Обман раскрылся, учителя обратились в полицию. Расследование длилось год, и теперь дело передано в суд. Молодые люди и не догадывались, насколько суровым может быть наказание за такой поступок.
Гимназия с углубленным изучением информатики попала под атаку хакеров – своих же учеников. Изобретательный старшеклассник создал программу, с помощью которой заполучил логины и пароли «администраторов». Так в системе «Электронного журнала» называют преподавателей.
«Мальчик – компьютерный гений, который разработал программку и установил ее на несколько компьютеров в школе. Эта программа считывала с клавиатуры всю информацию, которая вводилась», – рассказала Елена Вашкевич, учитель русского языка и литературы, администратор электронного дневника.
Своей разработкой ученик не воспользовался, а передал ее другому школьнику, который стер на ресурсе плохие оценки себе и другим одноклассникам. Резкое повышение успеваемости класса учителя заметили лишь через месяц. Электронные и «настоящие», зафиксированные в учительском блокноте оценки не совпадали.
«Учитель открыл этот отчет, он увидел, что здесь, например, стоит предмет математика. Первое изменение внесла она, а следующее изменение уже внесла администратор, которая, по идее, не должна была этого сделать», – рассказывает Елена Вашкевич.
Сначала в гимназии хакера искали самостоятельно. Обратили внимание на школьника, у которого было больше всего исправленных оценок. Старшеклассник признал вину, а заодно рассказал про друга, который достал логин и пароль для доступа.
«Преподаватели гимназии заметили внесение в электронный журнал изменения и сообщили об этом в полицию. После проведения проверки уголовное дело с обвинительным заключением, утвержденным прокурором, направлено в суд», - сообщила Юлия Скибр, следователь информационно-аналитического отдела Главного следственного управления ГУ МВД России по НСО.
Если вина хакера будет доказана, молодому человеку грозит наказание до двух лет лишения свободы по статье «Неправомерный доступ к компьютерной информации». В отношении второго, уже бывшего ученика проводится проверка. Хотя психологи говорят — так подростки завоевывают внимание одноклассников.
«Это может быть своего рода бонусом в выстраивании отношений с ними. Я вам отметки — вы мне, как минимум, уважение, за то, что я умею делать», - объясняет педагог-психолог Анна Бердникова.
Электронный дневник – государственный онлайн-ресурс, подростки могли получить доступ к персональным данным учителей и учеников. Взлом школьной компьютерной системы – серьезное преступление. Многие школьники просто не понимают, какую ответственность понесут.
Если раньше скрыть оценки от родителей в обычном дневнике удавалось с легкостью – школьники просто теряли этот дневник, вырывали из него страницы, исправляли оценки с помощью лезвия, то электронный аналог дневника доступен 24 часа в сутки с компьютера, планшета или мобильного телефона. Родители сегодня могут узнать, что получило их чадо, не спрашивая об этом ребенка, а посещаемость контролируют с помощью смс.
Сегодня в интернете множество видеороликов, где школьники объясняют, как взломать систему онлайн-журнала. Несколько исправлений в компьютерном коде и заветное «отлично» стоит в дневнике ученика. А еще есть вирусные программы. Все в открытом доступе и за небольшую сумму,.
«Школьники воспользовались тем, что учителя не исполняли дословно инструкцию по информационной безопасности. С каких компьютеров заходить, какой длины должен быть пароль? При соблюдении этих инструкций та ситуация, которая сложилась, она не смогла бы реализоваться», - уверен директор проектов и программ в сфере образования Руслан Пермяков.
Следствие длится почти год. За это время ребята успели закончить школу. Сейчас они учатся на факультете информационных технологий в одном из новосибирских вузов.