Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
17 декабря 2017, 21:05

Российские войска с победой покидают Сирию и возвращаются в пункты постоянной дислокации

Сирийская операция завершена. Российские войска возвращаются домой с победой. В Сирии остаются только те, кто обеспечивает работу наших баз Хмеймим и Тартус. Сирийская операция — самая успешная операция нашей страны за последние десятилетия. Приказ о выводе российской группировки войск в пункты постоянной дислокации Владимир Путин отдал на российской авиабазе Хмеймим в Сирии 11 декабря.

«Вы наносите и нанесли сокрушительный удар, поражение тем, кто напрямую нагло и открыто угрожал нашей стране. Мы никогда не забудем о жертвах и утратах, которые понесли в борьбе с террором и здесь, в Сирии и у нас, в России. Но это не заставит нас сложить руки и отступить, это вообще не в характере нашего народа. Напротив, эта память даст нам дополнительные силы для искоренения того абсолютного зла, которым является терроризм, под какой бы личиной он не прятался и не маскировался. Да, угроза террористических проявлений во всем мире еще очень высока. Однако задача борьбы с вооруженными бандами здесь, в Сирии, задача, которую необходимо было решать с помощью широкомасштабного применения Вооруженных сил, в целом решена. Летчики, моряки, силы спецопераций, разведка, военнослужащие органов управления и снабжения, военной полиции, медицинской службы, саперы, советники в боевых порядках Сирийской армии проявили лучшие качества русского, российского солдата: мужество, героизм, слаженность и решительность, блестящую выучку и профессионализм. Родина гордится вами, убежден, вы всегда будете верно служить Отечеству, защищать и отстаивать наши национальные интересы, страну и ее граждан. Вы с победой возвращаетесь к своим родным очагам, к своим близким, родителям, женам, детям, друзьям. Министру обороны, начальнику Генерального штаба приказываю приступить к выводу российской группировки войск в пункты их постоянной дислокации. Родина ждет вас, друзья. В добрый путь, благодарю вас за службу», — сказал президент России, Верховный главнокомандующий Владимир Путин.

Военная победа одержана. Что дальше? Восстановление Сирии. У России есть интересы в этом регионе. Очевидно, по добыче и транспортировке нефти и газа. Но не только. Специалисты говорят о возможной новой волне индустриализации Ближнего Востока. Там ведь в основном промышленность, созданная много десятилетий назад, в том числе и при участии Советского Союза. Страны Ближнего Востока и Северной Африки хотят строить новую промышленность. Египет — он расширил Суэцкий канал и создал рядом свободную экономическую зону. Арабские Эмираты и Саудовская Аравия — у этих стран большие амбиции. Хотят развивать информационные технологии, авиастроение. Мы, может быть, пока и не мировые лидеры по части технологий. Но кое-что у нас есть. И Россия может принять участие в этой работе. А это значит выгодные заказы, экспорт высокотехнологичной российской продукции.

Впервые после Второй мировой войны проблемы Ближнего Востока решаются без США. Их просто игнорируют. Американцы не могут этого стерпеть. Они будут мешать, они будут вставлять палки в колеса. А ведь Владимир Путин предлагал американцам работать вместе в Сирии. И предыдущему президенту Обаме, и нынешнему — Трампу. Год назад Дональд Трамп разумно говорил: главное зло на Ближнем Востоке — это террористы, это ИГИЛ, и мы должны вместе с русскими победить это зло. Вместе с русскими. Но его очень быстро осекли. Повернули так, что Россия для США хуже ИГИЛ. Это бездарная и безответственная политика.

«И в Сирии, и в других местах очень важно, чтобы у всех участников этих процессов, у глобальных игроков не было желания и соблазна использовать различные террористические, квазитеррористические, радикальные группировки для достижения своих сиюминутных политических целей. Вот создали в свое время «Аль-Каиду» в борьбе с Советским Союзом в Афганистане, она в конечном итоге нанесла удар 11 сентября по Нью-Йорку. Вот сейчас мы видим это своими глазами, наши летчики видят, с беспилотников видно: уходят боевики там, скажем, в Ирак. Наши говорят американским партнерам: боевики пошли туда-то и туда-то. Нет никакой реакции, нет, уходят и все. Значит, вернутся. А почему? А потому что думают, что их можно было бы использовать, наверное, в борьбе с тем же Асадом. Это самое простое. Но это самое опасное, в том числе и для тех, кто это делает», — сказал Владимир Путин.

Вот свежая информация. Российский центр по примирению враждующих сторон в Сирии заявил, что американские инструкторы создают некую «Новую сирийскую армию», в которую входят террористы из разгромленных группировок. Уже тренируют их в лагерях. Для чего тренируют? Так чтобы воевать с законной сирийской властью. Вот вам и совместная борьба с терроризмом.

А наши военные, блестяще сделавшие свою работу, возвращаются домой. Как их встречают на Родине?

За долгие месяцы, проведенные в Сирии, в мыслях и снах они не раз представляли себе как это будет — как самолет коснется знакомой до каждой трещины взлетной полосы. Как обнимут жен, возьмут на руки детей. Как морозный воздух с непривычки обожжет легкие и тихо, только ей, на ухо: «Я вернулся».

«Перебазирование к месту постоянной дислокации». Только военные знают, сколько эмоций скрыто за этими сухими строчками приказа. Фронтовые бомбардировщики Су-34 на авиабазе Хурба в Хабаровском крае. Экипаж — два человека. Командир и штурман. Не просто товарищи — боевые друзья.

«Первые впечатления, что наконец-то зима. Там плюс, лето. А здесь зима. И мы увидим скоро Новый год», — говорит летчик.

Когда-нибудь они расскажут родным и про риск, и про опасность, и про сумасшедшее напряжение при выполнении боевого задания. Коллегам и друзьям ничего объяснять не надо, они все и так понимают без слов.

«Я, если честно, вначале вообще разревелась, потому что я его сильно ждала, папу, скучала безумно, наконец этот день настал», — радуется дочь летчика Лилия.

Есть такая профессия, шутят жены военных, летчиков ждать. Экипажи наших боевых самолетов в город с базы в целях безопасности не выходили. Но сирийцы нашли способ сказать русским спасибо.

«Сверху видно, там на домах даже написано большими буквами: «Русским спасибо», «спасибо, Россия», «спасибо Путину». То есть по крайней мере ощущаешь, что ты не зря там находишься», — рассказывает начальник Службы безопасности полетов Сергей Байбак.

Подполковник Сергей Байбак был среди тех, с кем Владимир Путин и Башар Асад в начале недели пообщались на базе Хмеймим. Поездка президента в Сирию оказалась неожиданной для всех. Встреча проходила прямо у взлетной полосы, откуда летчики отправлялись на боевые задания.

«Как техника вам? Нравится? Не подводила, нормально работала?» — спросил президент у военных летчиков.

«Отлично, исправно работала», — пояснил военнослужащий.

«Здесь представители заводов были вместе с вами? Вы им помогаете?» — задал вопрос президент.

«Были, так точно, работали. Помогаем. Замечания свои даем», — подтвердили летчики.

«Да, это очень важно, чтобы они знали, как она реально в боевых условиях себе ведет. Одно дело — на учениях и на всяких там домашних мероприятиях, а другое дело — в боевых условиях. Это имеет значение», — подчеркнул Владимир Путин.

«Когда наблюдали на экранах, что постоянно летчики в воздухе — в шесть утра, в четыре утра — все время летчики в воздухе. Я хочу сказать, что Сухопутные войска отдыхают больше, чем Военно-воздушные силы. Не только господин президент Владимир Путин гордится вами, но я очень сильно вами горжусь, и огромное вам спасибо», — сказал Башар Асад.

Над авиабазой в Астрахани красавцы МиГ-29СМТ прошли парадным строем на сверхмалой высоте. «Здравствуйте! Мы вернулись!» Это они доказали в Сирии, что в небе у них нет равных. МиГи сопровождали наши бомбардировщики и отгоняли самолеты Западной коалиции, которые пытались помешать бомбить боевиков. Как только американцы замечали наши истребители — сразу уходили в сторону.

«После того как мы друг друга обнаруживали, мы почему-то всегда оказывались сзади у них. А если противник сзади — считай, что проиграл. Мы всегда были у них на хвосте», — рассказал командир эскадрильи Максим Шалдуга.

Фотографию жены и двоих детей инженер авиационного комплекса Алан Юсупов всегда носит с собой как талисман. В Сирии Алан вместе с товарищами по службе отвечал за подготовку самолетов к вылету. Заправка, проверка всех систем, подвеска бомб, снаряжение высокоточным оружием. У авиационных техников нет права на ошибку. У них свои приметы на удачу — например, коснуться перед вылетом крыла самолета. Как в старых советских фильмах про войну.

«Когда он уходит, обязательно его потрогал, погладил — все, он вернется к тебе обязательно. Всегда переживаешь за летчика, которого ты выпускаешь в полет, очень сильно. За технику, которую готовишь. И когда видишь, что он прилетел, все сразу на свои места становится», — делится инженер авиационного комплекса Алан Юсупов.

Алеппо, Пальмира, Дейр-эз-Зор. Всюду, откуда выбивали боевиков, они оставляли десятки тысяч мин и самодельных фугасов.

У сержанта Романа Коротченкова две командировки в Сирию и Орден Мужества. Если бы не он, на воздух взлетел бы целый квартал. 

«Фонариком посветил, вижу, леска — ну, проволока типа струны гитарной. Она дала блеск и сверху она была прикрыта разными тряпками, одеждой. Понял — граната, рядом две бочки, в них взрывчатое вещество. Если бы взорвалась граната, взорвались бы и бочки, и был бы очень-очень большой взрыв», — рассказывает сапер Международного противоминного центра Вооруженных сил России Роман Коротченков.

Но самое сильное впечатление, признается Роман, оставил сирийский мальчишка, танцующий от радости в освобожденной Пальмире.

«Мы очищали квартал от взрывоопасных предметов, и ребенок принес нам «минометку» 82 калибра. Принес, показал нам — вот, нашел, помогаю. Мы, конечно, оценили жест доброты, сказали, чтобы больше не таскал, объяснили: лучше нас позови, сам ничего не трогай. Пытались разговориться, и в итоге я говорю: « — Умеешь танцевать? — Умею. — Ну, давай станцуем». Мы станцевали такой хип-хоп нижний, прикольный такой момент получился, не забуду! Интересно, как там мальчишка, чтобы все хорошо у него было», — говорит Роман Коротченков.

За саперами в освобожденные районы сирийских городов шли военные медики. Медицинский отряд специального назначения последние два с половиной месяца провел в Алеппо. Разворачивали фельдшерские пункты в школьных классах, в брошенных медкабинетах, в разбитых домах. И даже в бедуинских палатках в пустыне. Десятки тысяч спасенных жизней. Их провожали как героев.

И вот они дома! Торжественное построение на плацу артиллерийского полка в Анапе. Медицинский отряд специального назначения, который здесь дислоцируется, вернулся из Сирии. Военнослужащие признаются: хоть бы торжественные речи были покороче, ведь совсем рядом близкие и родные, с которыми они ждали встречи 86 дней.

Александр и Александра — их имена как название фильма о любви. Перед командировкой в Сирию она обещала ждать. Свадьба уже через пару недель.

«Когда по телефону разговариваешь, там чего-то на заднем фоне взрывается, падает, а он — нормально все, хорошо, ладно, давай. Тяжело, конечно, было. И вот дождалась!» — радуется невеста военнослужащего Александра Горкавенко.

В отряде — четыре женщины. Вообще-то, макияж в армии совсем не по уставу. Но в этот день можно. Медсестры признаются, что видя покалеченных войной сирийских детей, сдерживались из последних сил. Плакали по ночам. В подушку. Чтобы никто не видел.

«Очень больно. Это непередаваемо, я не могу передать это словами. Это боль, которая останется со мной. Это очень тяжело. То, что я делала, это на всю жизнь для меня, это память, это я передам детям — то, что такое горе, в котором оказалась Сирия, не должно повториться, это должно пресекаться, как и делается», — говорит медсестра, военнослужащая Медицинского отряда специального назначения Светлана Максимова.

19 сентября 2017 года. Российский наблюдательный пункт военной полиции в провинции Идлиб внезапно атаковали боевики. 29 бойцов несколько часов сдерживали натиск сотен террористов. Атака была частью масштабного наступления боевиков, но переломить ситуацию в свою пользу им не удалось. На выручку нашим полицейским пришли бойцы Сил специальных операций.

В Сирии это одно из самых засекреченных подразделений Министерства обороны находилось с 2015 года. Как правило, бойцы ССО работали в глубоком тылу противника — именно они добывали информацию об объектах террористов, наводили наши самолеты на цели и наносили точечные удары по боевикам. Тогда в провинции Идлиб отряд ССО при поддержке с воздуха отразил несколько танковых атак, уничтожил десятки боевиков и в результате многочасового боя отбросил противника от наблюдательного пункта. Наши полицейские были спасены.

Сейчас батальон военной полиции в полном составе и без потерь вернулся в Махачкалу. Уезжая в Сирию, командир батальона Александр Артамонов оставил дома беременную жену. Дочь родилась в сентябре. Имя выбрали заранее. Виктория — значит Победа.

«Я понимала, что его не будет, но где-то в душе надеялась, что вот я сейчас выйду, и когда особенно родила, что я выхожу, друзья стоят, а я ищу его среди всех. Я помню, Андрей подходит, мне букет отдает и говорит, что это из Сирии букет. Я понимаю, что его не будет, и заплакала, до сих пор, если честно», — вспоминает супруга военнослужащего Татьяна Артамонова.

Четырехлетний Артем сейчас не отходит от отца ни на шаг. Он уже грезит военной службой. Чтобы быть как папа, по которому очень скучал.

«Был такой день — он собрал свой рюкзачок с вещами и говорит: «Все, я полечу за папой, сколько можно ждать, я поеду папу забрать оттуда», — рассказывает Татьяна Артамонова.

Мурманск, Иркутск, Саратовская область, Дагестан. «Дождались!» эхом разносится по разным частям страны.

«А если завтра он скажет, что опять уезжает, как вы это воспримете?» — спрашивает корреспондент.

«Ну, как всегда. Он всегда так делает — за день-два говорит «мне надо» и уезжает. Помолюсь только и пожелаю счастливого пути. Это надо для нашей страны, конечно, надо выполнять свой долг», — отвечает Татьяна.

Министр обороны Сергей Шойгу по поручению Владимира Путина объявил благодарность всем военнослужащим, которые обеспечивали безопасность президента России во время посещения авиабазы Хмеймим в Сирии. За образцовое выполнение поставленных задач отмечены офицеры и контрактники Сил специальных операций и военной полиции, пилоты истребительной и армейской авиации, которые сопровождали президентский борт, а также личный состав расчетов противовоздушной обороны и экипажи кораблей.

Читайте также: