В России будут перезапущены госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»
Экспорт из России не сырья и не энергоресурсов за прошлый год вырос более чем на 11%, промышленный — на 10% с лишним. Цифры Владимиру Путину доложил Денис Мантуров — глава Минпромторга. В его зоне ответственности — производство и на продажу в другие страны, и, конечно, для российских компаний. С 1 марта в стране перезапускают программы, которые помогут многим россиянам со скидкой купить автомобиль отечественного производства.
Когда первые ракеты с двигателями «Энергомаша» летали в космос, конструкторы и подумать не могли о цифровых технологиях. Сегодня без компьютеров, сложнейших цифровых приборов и станков вряд ли можно представить космическую отрасль.
«У нас данное оборудование и человек практически представляют собой единой целое. И мы тем самым сокращаем скорость реакции на все необходимые нами выполняемые решения», — поясняет заместитель генерального директора по развитию информационных технологий «НПО Энергомаш» Денис Савенков.
Речь идет не только о производстве и сборке двигателей, так популярных у нас и за границей. Весь жизненный цикл предприятия формируется компьютерами, причем программное обеспечение полностью российское.
«Надо сказать, что не все даже развитые страны могут себе позволить разработку такого класса систем. В России такие системы есть, они успешно эксплуатируются и повышают предприятиям экономическую эффективность», — подчеркивает член правления ЗАО «Корпорация Галактика» Антон Мальков.
Цифровизация — одно из главных условий повышения производительности труда и конкурентоспособности российских предприятий. Производительность, по словам главы Минпромторга, судя по итогам прошлого года, растет так же, как и показатели производства.
«В целом у нас положительные результаты по всем отраслям промышленности. Общий результат составил 2,6% по обрабатывающему сектору. И что очень важно, мы продолжаем работу по наращиванию экспорта», — рассказал Денис Мантуров.
«Несырьевого», — уточнил глава государства.
«Да», — подтвердил министр.
Экспорт несырьевых предприятий за прошлый год вырос больше чем на 11%. Экспорт промышленной продукции — больше чем на 10%. Среди лидеров роста Мантуров назвал железнодорожное машиностроение; строительство дорожной техники; химическое производство, которое растет на 10% в год. Например, в Сибири в этом году войдет в строй предприятие «ЗапСибНефтехим» по производству полипропилена и полиэтилена из побочных продуктов добычи нефти и газа. Из них сегодня делают панели для строительства домов, детали для автомобилей, упаковку.
«Выпуск двух миллионов тонн продукции позволит существенно повлиять на замещение существующего импорта, предположительно это от 85% до 95% разного ассортимента», — рассказывает заместитель генерального директора ООО «ЗапСибНефтехим» Алексей Верещагин.
С выходом на проектную мощность тобольское предприятие не только побьет все рекорды по производству этих материалов в России, но и создаст более трех тысяч рабочих мест для региона. В целом производство в России развивается в рамках намеченных национальных проектов, отметил Мантуров.
«У нас есть чемпион, это автопром, 16%. Это результат многолетней работы с одной стороны, и связанный с мерами государственной поддержки и восстановлением экономики», — рассказал Денис Мантуров.
«Средняя зарплата в отрасли — 41 тысяча?» — спросил глава государства.
«Да, — подтвердил министр. — Если брать автопром, то она выше, чем по обработке в целом. Если у нас средняя 38 тысяч, то в автопроме выше».
Большое значение придается поддержке перевода на газ муниципального и коммерческого транспорта, это дает существенную экономию тем же школьным автобусам или машинам скорой помощи.
«Мы ежегодно наращиваем объемы поддержки», — сообщил глава Минпромторга.
«Можно было бы быстрее», — заметил президент.
«Владимир Владимирович, мы здесь в унисон с «Газпромом» действуем, по мере развития газовой инфраструктуры по заправочным станциям», — пояснил Денис Мантуров.
Рынок автопрома, отметил Мантуров, преодолел недавний спад. В прошлом году он достиг 1 миллиона 900 тысяч автомобилей.
«И безусловный лидер — LADA?» — спросил глава государства.
«Безусловный лидер, да. Из 10 наиболее продаваемых автомобилей LADA Vesta — наиболее востребованная, а также LADA Granta», — сказал Денис Мантуров.
Вслед за LADA по популярности у нас KIA, Hyundai и Volkswagen, производимые в России. Если судить по минувшему году, прошли те времена, когда львиная доля автомашин завозилась из-за границы. Сегодня в России уже 85% рынка — это машины, произведенные внутри страны. Это, по словам Мантурова, во многом результат поддержки покупателей российской автопродукции.
Вновь запущены госпрограммы «Первый автомобиль» и Семейный автомобиль». По этим программам люди, впервые покупающие машину, и семьи, имеющие двух и более детей, получают скидку до 10% от цены приобретаемого автомобиля.