Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
14 апреля 2019, 22:20

Мошенники наживаются на пенсионерах

 

Петр Толстой

Есть более 400 способов сравнительно честного отбора денег. По крайней мере столько знал небезызвестный нам всем Остап Бендер. Его современные последователи, вероятно, знают еще больше, вот только жертв выбирают тщательнее. И чаще всего этими жертвами становятся пенсионеры. Наше пожилое поколение привыкло доверять людям и искренне верить, что человек человеку — друг. Этой верой и пользуется те, кто помоложе и поциничнее, каждый раз изобретая новый и все более изощренный способ обмана.

Это сейчас Лидия Александровна с подозрением вчитывается в каждую фразу. Юридическую фирму нашла в интернете. Пришла на бесплатную консультацию. Интересовала, правда, не пенсия, а перерасчет по капремонту.

«Марфина Дарья Сергеевна сказала: не знаю насчет той проблемы, но у вас, наверное, пенсия маленькая, а вроде стаж большой. Я говорю: да, стаж большой, пенсия маловата», — рассказала пенсионерка Лидия Петрова.

На деле почти по стопам Остапа — легальный отъем денег. Подписала договор на оказание юридических услуг. Составить типовое обращение в Пенсионный фонд предложили за 35 тысяч рублей.

«Я говорю: у меня денег нет, может, завтра приеду, подумаю. - "Нет-нет, завтра будет в два раза дороже. Мы сейчас вам даем такси, вы на Покровку, берете деньги и приезжаете к нам"», — рассказала пенсионерка Лидия Петрова.

После такого сервиса — такси на Покровку заказывали? — насторожиться бы: вот-вот усы отклеятся. Но нет. Тем более что юрист щедро сыпала обещаниями.

И только потом, отдав деньги, Лидия Александровна поняла, что все это обман. Приемов, как убедить пенсионера подписать такой договор на оказание платных услуг, — масса. Самый действенный — с юристом в кабинете сидит, так сказать, подсадная пенсионерка. Доверительный разговор, почти как на лавочке у подъезда. А цифры такие, что забудешь обо всем и подпишешь что угодно, не читая.

В Новосибирске, завлекая пенсионеров, юридическая фирма ежедневно давала рекламу на телевидении. За бесплатной консультацией обратились 4000 человек. Ну а дальше, как и в Красноярске, необходимо обратиться в Пенсионный фонд. Поможем за 10 тысяч рублей. После на звонки уже никто не отвечал. Дверь на замке. Таблички сорваны. Деньги пропали. Для некоторых пенсионеров это были не то что последние — брали кредиты. Слезы от бессилия. Привлечь юридические фирмы и вернуть деньги, оказывается, не так-то просто, если не сказать невозможно.

«По результатам проверок полицией вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления», — сообщил начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Новосибирской области Сергей Щекоткин.

По договору фирма ответственности ни за что не несет. В должниках только заказчики, то есть сами пенсионеры.

«В случае уклонения заказчика от оплаты исполнителем по данному договору или просрочки оплаты заказчик указывает пени в размере 0,1 процент от общей суммы за каждый день просрочки», — зачитал пункт договора пенсионер Юрий Демиденко.

Пришлось заплатить пять с половиной тысяч рублей. И только после этого супруги выяснили: обращение в Пенсионный фонд на перерасчет пенсий можно составить в МФЦ. Причем бесплатно. Но в юридические фирмы тропа не зарастает. Слишком уж красиво обещают, повторяя: Пенсионный фонд вам не доплачивает.

Компенсация, повышение пенсии — слова-маркеры. Дескать, дело верное. Правда, в региональных отделениях Пенсионного фонда говорят, что в обращениях зачастую юридические фирмы не указывают даже основания для перерасчетов.

«В 2018 году всего за весь год 5700 обращений. За три месяца 2019 года по области 5000 обращений уже», — говорит заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области Ольга Фалалеева.

В Красноярском крае по 10-15 обращений в день приходят и в Общественную палату. Письма как под копирку.

«Просят проверить Общественную палату законность и обоснованность действий управления Пенсионного фонда. Но, к сожалению, Общественная палата таких полномочий не имеет», — сказала руководитель аппарата Общественной палаты Красноярского края и Гражданской ассамблеи Красноярского края Елена Рахимова.

Главная задача таких фирм — изображать бурную деятельность. Шлем письма — и не важно куда. Хотя здесь как раз можно их попытаться привлечь, говорят эксперты. Если выясняется, например, что по закону пенсионеру перерасчет не положен.

«В этом случае можно говорить и о введении в заблуждение, и о не предоставлении информации. Когда потребитель обращается в какую-то компанию, у него нет специальных знаний о той или иной услуге или товаре, и именно продавец обязан эту информацию донести», — говорит юрист Екатерина Нечаева.

Правда, придется подавать в суд, а значит, опять обращаться к юристу, составлять иск, платить. Решиться на такое пенсионерам сложно. На это и рассчитано. В Пенсионном фонде советуют: чтобы не оказаться в юридической ловушке, обращаться не в фирмы, а на прямую к специалистам Пенсионного фонда или через Многофункциональные центры.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей