Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
14 апреля 2019, 22:05

Проблемы и перспективы Арктики обсудили на форуме в Санкт-Петербурге

 

Петр Толстой

На этой неделе в Петербурге было многолюдно — Северная столица принимала гостей Арктического форума. Интерес к этому региону растет с каждым годом — из-за таяния ледников Арктика становится удобным местом для транспортировки грузов. Россия первой начала осваивать этот регион, и на данный момент мы единственные в мире, у кого есть атомный ледокольный флот.

Естественно, такое положение дел пугает наших заокеанских друзей, и в наш адрес все чаще слышатся призывы поделить влияние в регионе с другими. Тем закономернее, что нынешний Арктический форум проходит именно у нас и мы выступаем в роли пусть хлебосольных, но все-таки хозяев. А вот другие страны — гости. На этой недели гостями были лидеры Финляндии, Швеции, Норвегии и Исландии. Они шутили, пытались говорить по-русски и вообще чувствовали явно комфортно.

Льды постепенно тают. Последствия глобального потепления невозможно компенсировать политическим похолоданием. Арктика тает быстро, открывая доступ к невиданным доселе ресурсам и возможностям. К середине века до 30% всех углеводородов в мире будут добываться здесь. Отступление льдов открывает кратчайшую водную дорогу из Европы в Японию и Китай — Северный морской путь. Большая арктическая гонка уже началась, и отставать никто не хочет.

«Наша цель – существенно нарастить здесь объем грузоперевозок. Только по Севморпути – до 80 миллионов тонн уже к 2025 году. По итогам прошлого года объем перевозок по Севморпути уже достиг 20 миллионов тонн. И это втрое – я хочу это подчеркнуть, – втрое выше советского рекорда, поставленного в 1987 году. Тогда Советский Союз провел по этому пути 6,5 миллиона тонн. А сейчас – 20. Продолжим обновлять наш ледокольный флот и наращивать выпуск судов ледового класса», — сообщил Владимир Путин.

Возможно, когда-нибудь для прохода кораблей через Арктику ледоколы не потребуются, но в ближайшие несколько десятков лет без них никуда. К 2035 году арктический флот России будет состоять из 13 ледоколов, включая девять атомных. В последние годы построено несколько новейших кораблей этого типа, и они уже ведут суда по этому маршруту. В Санкт-Петербурге собираются построить уникальную научно-исследовательскую станцию, которая сможет дрейфовать в океане в течение двух лет.

«Вы знаете, что в Санкт-Петербурге сконцентрировано научное, образовательное, высокотехнологичное производство — все для того, чтобы осваивать Арктику. У нас очень много различных научных предприятий, промышленных предприятий, которые готовы расширить свои компетенции в арктической зоне. Для нас это очень выгодно, потому что это создание новых рабочих, высокооплачиваемых высокотехнологичных рабочих мест. Это научная база, это поступление в бюджет, развитие нашего города и развитие наших предприятий», — сказал временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Александр Беглов.

Слова Владимира Путина о том, что Россия будет прирастать Арктикой, сказанные им несколько лет назад, были услышаны молодыми людьми. На молодежном дне форума сегодняшние студенты и начинающие ученые говорили о том, что воспринимают российские арктические проекты как серьезную возможность для роста.

Амбиции России в Арктике грандиозны. В ближайшие пять лет в развитие Северного морского пути будет вложено 735 млрд рублей. С таким размахом не считаться невозможно. Ничего удивительного, что на это раз на форум в Петербург съехались главы всех европейских государств — участников Арктического совета, кроме Дании, которая, судя по всему, сама себя наказала.

Вот что, например, пишет норвежская газета «Дагбладет» по поводу визита своего премьер-министра в Россию: «После визита Эрны Сульберг в Россию чувствуется какое-то облегчение. И дипломаты, и норвежские бизнес-лидеры выражают надежду, что самые суровые морозы в отношениях между Россией и Норвегией вот-вот подойдут к концу».

Президент Исландии перед встречей с Владимиром Путиным заявил, что «в Арктике есть гораздо больше объединяющего, нежели разделяющего», и обе страны согласны в том, что нужно стремиться к «большей устойчивости» в регионе.

«С 1 января этого года Исландия председательствует в Совете министров Северных стран. Со всеми из этих государств у нас хорошие конструктивные отношения складываются. Что касается наших отношений двусторонних, то они всегда носили исключительно конструктивный и дружеский характер. Я надеюсь, что накопленный позитивный опыт даст нам возможность двигаться вперед», — отметил Владимир Путин.

«Арктика нас всегда объединяла. И работа вчера на форуме еще раз показала, что нам нужна Арктика именно как территория диалога. Благодарю вас за приглашение на форум и надеюсь, что также продуктивно мы будем сотрудничать и дальше», — сказал Торлациус Йоханнессон.

Ревнивый интерес к российским планам на Арктику подогревается еще и ожиданием того, что к концу лета специальная Комиссия ООН может подтвердить нашу заявку на расширение континентального шельфа. Россия претендует 1 миллион 200 тысяч квадратных километров Северного Ледовитого океана.

Весь мир уже стал свидетелем того, какими темпами русские развивают инфраструктуру вокруг своих северных месторождений. Проект «Ямал СПГ» не только добывает газ, но и экспортирует его в сжиженном состоянии. В результате доля России на глобальном рынке сжиженного природного газа удвоилась, достигнув 8%. А на очереди уже реализация нового проекта – «Арктик СПГ», который планируют запустить в ближайшие несколько лет.

«"Ямал СПГ" — международный проект. Вы говорили об ограничениях. Да, они существуют, они вредят, конечно, – и санкции, и прочее, но они не могут остановить этот процесс, освоение Арктики, в том числе. Напомню еще раз: как бы санкционные инструменты ни работали, а первая отгрузка с Ямал-СПГ пошла в Соединенные Штаты. Смешно, но факт. И, по-моему, продолжается торговля. Потому что там, где выгодно нашим американским партнерам и друзьям, они все реализуют. Если невыгодно – значит, они что-то там закручивают», — сказал президент России.

Учитывая яростную войну, ведущуюся Вашингтоном против новых российских проектов транспортировки трубопроводного газа в Европу, постоянное увеличение доли России еще и на рынке сжиженных энергоносителей, уже сейчас выводит американцев из себя. Особенно в связи с тем, что им пока совершенно нечего противопоставить нам в Арктике. Они, конечно, не признают российские права на расширение арктического шельфа, как уже не признают российское право на Северный морской путь, считая его международной транспортной артерией. Пока из весомых аргументов у них в арсенале лишь постепенное нагнетание напряженности в регионе. На сегодняшний день активность боевой авиации НАТО над Балтикой и в Арктике в 10 раз выше российской.

«Президент Финляндии, как представитель нейтрального государства, некоторое время назад предложил, чтобы военные самолеты летали с включенными транспондерами, то есть с приборами, которые идентифицируют самолеты. Мы согласились. И сразу же внесли это предложение в рамках наших отношений с НАТО. Ответ со стороны НАТО отрицательный. Вот вы и спросите у НАТО, почему они не соглашаются», — сказал Владимир Путин.

Недавние учения НАТО в Норвегии, которые, прямо скажем, нельзя назвать удачными, наглядно продемонстрировали то, какие перспективы американцы рисуют нашим северо-западным соседям. Не имея возможности повлиять на наши планы в Арктике, они подталкивают скандинавские страны к конфронтации с нами под предлогом якобы растущей российской военной угрозы.

Москва действительно вложилась не только в освоение своих северных месторождений, но и в их защиту. В регионе построены новые радиолокационные станции, несколько новейших военных баз, среди которых «Северный клевер» – чудо военной и конструкторской мысли в вечной мерзлоте. Однако Арктический форум в Питере проходил под лозунгом «Арктика — океан возможностей». И противостояние здесь всего лишь одна и далеко не лучшая из них.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей