Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
30 апреля 2019, 21:02

Усилить контроль за качеством топлива потребовал президент после инцидента с трубопроводом «Дружба»

Сейчас о громкой и запутанной истории. Настоящий детектив, как в трубопровод «Дружба» попала грязная нефть. Обнаружив в потоке резкий скачок примесей, перекрыла транзит Белоруссия. Потом еще несколько стран. По чьей вине нанесен огромный ущерб России? Ситуацию Владимир Путин обсудил с главой компании «Транснефть».

«Послушайте, они смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный!» — подчеркнул Владимир Путин.

На встречу с президентом глава «Транснефти» принес отчет о работе за год. Там есть, чем гордиться: столько построено, реконструировано. Но инцидент на крупнейшем в мире трубопроводе «Дружба» отодвинул достижения на второй план. Для компании сейчас главное обезвредить, причем как можно скорее, пять миллионов тонн загрязненной нефти, попавшей в трубы. И возобновить прокачку чистого российского сырья через Белоруссию, а дальше в Польшу, Украину, в глубь Европы.

В чем суть проблемы, неспециалисту сразу и не понять — в нефть попали хлориды, и что? Эксперты объясняют: там сложная химическая реакция, но если на пальцах — растворяет металл, уничтожает изнутри установки для переработки нефти.

«Продолжение поставок нефти с повышенным содержанием хлоридов рождает риск серьезной промышленной аварии как для НПЗ, так и для логистической системы», — заявляет PERN, польский оператор «Дружбы».

Польша и Украина остановили российский транзит вслед за закрывшей заслонки Белоруссией. На Мозырьском нефтеперерабатывающем заводе 19 апреля сообщили о резко снизившемся качестве российского сырья — хлорорганика в десятки раз превысила норму.

Как она попала в нефть, объяснить еще можно, есть технологии, позволяющие с помощью хлоридов извлекать по максимуму остатки сырья из оскудевших месторождений. Но за качеством того, что идет в трубу, обязаны следить нефтедобытчики. А как доложил президенту глава «Транснефти», одно частное предприятие в Самарской области грубо нарушило регламент.

«В данном случае умышленно был осуществлен слив нефти, которая не прошла товарную подготовку», — сообщил глава «Транснефти».

«Умышленно?» — переспросил президент.

«Я считаю, что это мошенническая схема. На сегодня все материалы переданы в Управление ФСБ по Самарской области, осуществляются оперативно-следственные действия. В ближайшее время там уже все будет названо своими именами», — пояснил Николай Токарев.

А пока аналитики высказывают свои предположения. И не исключают диверсию. Для ошибки слишком велики объемы опасной добавки к стратегическому сырью. Тем более что для крупных компаний технологии с применением хлорорганики — вчерашний день.

«Откуда такое количество дихлорэтана, чтобы только на одном «Белнефтехиме» было складировано миллион тонн загрязненной нефти? Это же с ума сойти какие объемы должны быть дихлорэтана! Его нужно цистернами туда было закачивать. Такого количества на технологической операции быть не может у маленькой компании. Поэтому, естественно, возникают подозрения в том, что это диверсия», — отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Кто контролирует закачку нефти в трубопровод? На этот вопрос президента глава «Транснефти» ответил, что сейчас контрольные функции у пунктов приема сырья. По стране их полторы сотни — от нефтяных гигантов до мелких региональных работают по одинаковым договорам.

«Значит, эта система не сработала?» — спросил глава государства.

«В данном случае это просто чистой воды мошенничество в нарушение всех инструкций и нормативных требований. Ответственность «Транснефти» за эту ситуацию мы с себя не снимаем, но все инструкции, регламенты пишутся для того, чтобы их честно исполнять. Если в данном случае был криминальный умысел», — ответил Николай Токарев.

«Значит, самоконтроля недостаточно, я вот к чему. Значит, нужно менять эту систему», — подытожил президент.

Специальная правительственная комиссия уже готовит предложения как именно изменить систему, чтобы не допустить впредь подобных ЧП. Выход же из текущей ситуации российские эксперты ищут вместе с партнерами из стран транзита.

Ожидается, что 2 мая Белорусиия откроет одну из ниток трубопровода. Вторая пока будет временным хранилищем некондиционного сырья.

«Сейчас уже произошло замещение этой частично испорченной нефти на нормальную, в ближайшее время такая нефть начнет поступать и в Белоруссию, в тот участок трубы, который идет по территории Белоруссии, и на их нефтеперерабатывающие комбинаты», — сообщил премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Ответственность за плохой, как выразился Медведев, инцидент может быть вплоть до уголовной за серьезный репутационный ущерб — по вине россиян подобных сбоев раньше не было; и за денежный, конечно, тоже.

Потери «Транснефти» эксперты оценивают в полмиллиарда евро, которые, возможно, придется изымать из инвестиционных программ компании. Но при всем негативе это не то событие, что изменит спрос на сырье из России. И загрязненную нефть в итоге очистят, технологии позволяют, и продадут по рыночным ценам, которые за последние дни ниже не стали.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей