Инженеры помогают мастерам Третьяковки спасти всемирно известный шедевр
Полотно «Иван Грозный и сын его Иван» год назад сильно пострадало от рук вандала. Сейчас приступают к самому сложному и ответственному этапу реставрации. И для этого понадобился уникальный стол-трансформер. Полностью отечественное ноу-хау!
Легким движением стол превращается в мольберт и обратно. При этом может встать под любым углом, на любой высоте, как того пожелает реставратор. Стол-трансформер — революция в реставрационной мастерской. Такого нет ни в одном музее мира!
Никаких резких движений, все происходит медленно и плавно, чтобы ни в коем случае не повредить картину. Сама картина крепится на магнитах, и это тоже российское ноу-хау.
Магниты способны удержать до 250 килограммов веса и не вредят полотну. Проект полностью российский. На всех этапах инженеры советовались с реставраторами.
«Пожелания были сформулированы изначально, мы долго над этим думали: подъем, возможность работать как в вертикальном, так в горизонтальном положении, возможность перемещаться в разных плоскостях», — рассказывает реставратор масляной живописи высшей категории Александра Орловская.
Если полотно большое и хрупкое, то, например, как реставратору можно дотянуться до его середины? Прежде — с трудом. Теперь же специальный мостик позволит фактически «взлететь и парить» над картиной.
«Главное, что это безопасно абсолютно для картины. То есть я могу что-то делать тут, инструменты на бортик поставить», — отмечает художник-реставратор масляной живописи Андрей Замковой.
Сейчас на столе копия полотна «Иван Грозный и сын его Иван». Сама картина многострадальная. В 1913 году обезумевший вандал напал на нее с ножом. Вот три разреза — сейчас дублирующий слой полотна прошлого века сняли, будут реставрировать заново. И тогда, 100 с лишним лет назад, хранители решили не искушать судьбу и поместить полотно на деревянный щит. Он-то и сохранил шедевр уже в наши дни. Тот самый щит, на который была натянута картина с 1913 года. Нападение 25 мая 2018 года была настолько сильным, что даже доски отошли!
Для картины помимо стола-трансформера, создали и особенную мастерскую. В ней поддерживается нужная температура и влажность. Ведь у картины, как говорят эксперты, есть и «хроническая болезнь» — отслаивается краска.
«Начиная с 2024 года эта картина была зафиксирована как хронически больная, а до 1994 года в Третьяковской галерее не было музейного климата. Поэтому плохое сцепление между красочным слоем, грунтом и севшим в результате дублирования с помощью горячего клея холстом наблюдались постоянно», — рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Впереди у реставраторов много работы, и когда шедевр вернется сейчас никто не берется сказать. Но уже известно: специально для картины в Японии закажут особенное бронированное стекло, а сама картина «Иван Грозный и сын его Иван» будет помещена в нишу. Так безопаснее всего.