В Санкт-Петербурге проходит Международный военно-морской салон
У беспилотных аппаратов на нынешнем морском салоне – настоящий бенефис: мимо этого малютки, например, под водой не проскочит даже икринка.
«Вода по мутности бывает разная. Что касается ориентирования, ну, системы технического зрения, у нас на эхолотах это реализовано. Вот в носу три эхолотика. Есть и видеокамера подводного хода, вперед смотрящая, есть и надводного хода, когда мы над поверхностью. Это и есть робот», – объясняет Павел Клочков, ведущий конструктор Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин».
При всей военной направленности морского салона, в этот раз акцент – на технике гражданского использования. Океанские глубины до сих пор – самая большая тайна Земли. Именно роботам доверяют ученые новые, прорывные технологии. Оснащенные искусственным слухом, электронным интеллектом, они вот-вот начнут различать и запахи.
«За робототехникой будущее. И будущее за другими, инновационными способами и средствами движения. Мы с коллегами давно говорили о подводных лодках с двигателями воздухонезависимыми. Это идея витала в воздухе, и, наверное, настало время ее воплотить в жизнь», – делится Николай Евменов, главнокомандующий Военно-морским флотом РФ.
Так называемые анаэробные двигатели, то есть не потребляющие воздух и не выделяющие газы в атмосферу, были представлены российскими разработчиками всего месяц назад. Конструкторское решение пока тайна, выставлены только макеты, но действующие экземпляры уже проходят испытания, уверяют инженеры.
«Работает на собственных отработанных газах, которые рециркулируют по замкнутому контуру, туда добавляется кислород, который хранится в криогенном состоянии», – рассказывает Дмитрий Сидоренков, начальник сектора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».
Морской салон – одно из крупнейших международных событий. По традиции его открывают члены правительства страны и глава Петербурга.
«За прошедшие два года петербургские судостроители спустили на воду пять кораблей, четыре новых заложили и три сдали заказчикам. Санкт-Петербургский судостроительный кластер востребован, обладает самыми передовыми технологиями и не только строит корабли, но и поставляет оборудование и передовые системы», – выступил Александр Беглов, врио губернатора Санкт-Петербурга.
На 9-й по счету выставке представлены 17 новейших кораблей и катеров. Пройдут научные конференции – приехало 49 официальных делегаций из 35 стран. И, конечно, иностранные военные, в том числе, из блока НАТО, которые не дают интервью, но при этом много спрашивают, смотрят и фотографируют. Особенно новинку – береговой ракетный комплекс. Он еще даже не принят на вооружение российской армии: мобильный, автономный, умещается в кузове обычного грузовика. Движение машины, закладка целеуказания, координат – все это осуществляется из стандартной грузовой кабины. Здесь умещается управление целым дивизионом.
Дивизион – это восемь таких машин. Вместе они способны уничтожить авианосец с кораблями сопровождения. На борту «умные» ракеты.
«Она летит очень низко над поверхностью моря, на последнем этапе на уровне четырех метров. Поэтому подлетает к цели незаметно. Залп можно осуществлять так, чтоб все ракеты залпа в одно время подлетали к цели с разных сторон», – объясняет Андрей Петраков, генеральный директор Калужского приборостроительного завода «Тайфун».
Девиз морского салона: «Через сотрудничество к миру и прогрессу». Военные державы здесь делятся новейшими достижениями не только в вооружении, но и в охране и сбережении мирового океана. Продлится выставка до выходных. На борт кораблей обещают пустить всех желающих.