Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
29 ноября 2019, 21:21

На Западе гениев живописи вгоняют в рамки нынешних представлений о морали


Кирилл Клейменов

Очередная кампания в Европе. Так сказать прямо на священных ее камнях. Поль Гоген — гений живописи, революционер и икона, похоже, попадает под бойкот и под запрет, как, прости господи, Харви Вайнштейн. Ну, как Кевин Спейси точно. Конечно, вы воскликнете: Почему? За что? Гоген же — не кинопродюсер. Где он мог щупать актрис? А вот во время своего путешествия по Яве и Полинезии. Своего знаменитого бегства от цивилизации.


У этого бегства оказалось много последствий. И не только в виде гениальных картин. Выяснилось, что Поль — даже не знаю, как это в эфире произнести. Ну, в общем — спал с женщинами. И не просто с женщинами — ну, скажем, своего возраста, нет.


Гоген спал с девушками намного моложе. Говорят, им было даже лет этак по 13-14.


Непонятно, правда, до конца, что за доказательная база. Эти девушки, они что, выросли, состарились и пожаловались в профсоюз? Спустя этак 100 лет после описываемых событий. Ну, как это сегодня на Западе принято. Но принято сегодня, а жили-то они все тогда, когда были совсем другие нормы. И жили, кстати, совсем не так долго, как сегодня. Сегодня ни один нормальный человек в здравом уме подобное не одобрит. И я — тоже. Но тогда в этом не находили ничего предосудительного. Впрочем, да. В этом деле доказательствами и аргументами никто себя сейчас не обременяет. Спал, и все тут.


И знаете что? Я согласен. Предлагаю не просто бойкот. Ну, кого бойкотировать? Объект бойкота давно стал землей. И травой. Ему все равно. А надо — жестче. Чтоб другим неповадно было. Взять и сжечь все картины Гогена! Прям на площади! И тут же сжечь еще и книги Шекспира! Вы помните, сколько было Ромео и, главное, Джульетте?


Ну и как минимум еще и книги Пушкина сжечь. Александра нашего Сергеича. У него в «Онегине», энциклопедии русской жизни, что написано? Что говорила няня в знаменитом диалоге с Татьяной: «Так видно Бог велел, Мой Ваня моложе был меня, мой свет. А было мне 13 лет». Если позабыли, это няня про то, как замуж выходила.


Вот так. Ну, то есть сжечь однозначно, как один политик выражается. И название уже готовое для акции есть. Дегенеративное искусство. Его уже жгли на площадях европейских городов. Лет 80 назад. Не так давно, между прочим.


Вот только энциклопедию сжечь можно. Но русскую жизнь — нельзя. И итальянскую нельзя. Вообще ту, европейскую, где есть много всего и Поль Гоген есть и будет всегда, нельзя сжечь. И навредить ей нельзя. Никаким современным злобным идиотизмом. Никакими акциями и бойкотами. Из Лондона — Тимур Сиразиев.

Каждая картина как симфония. В Национальной галерее собрали портреты кисти Поля Гогена со всего мира. Искусствоведы хотели показать, каким талантливым человеком был французский художник. И действительно, такого посетители еще никогда не видели.

Смотришь на эти картины и удивляешься. Какие яркие краски, ракурс! Молодец, Гоген, выдающийся художник. Но потом подходишь к аннотации читаешь и понимаешь: в искусстве-то, оказывается, ты вообще не разбираешься!

«Неоднократно вступал в сексуальную связь с девочками, потом «женился» на двух из них. Эти девочки и изображены на картинах. А посему «Не настало ли время вычеркнуть Гогена?» — такой заголовок у статьи в The New York Times. В ней художника называют «переоцененным педофилом».

«Гоген приехал на Таити, когда это была колония Франции. И он вел себя как самец-колонизатор. Он воспользовался этим привилегированным положением, своей властью. И он имел отношения с маленькими девочками», — заявляет куратор выставки Эмили Бэрнс.

То есть работы Гогена аморальны, потому что он был, как считают искусствоведы, педофилом? Однако, в те времена 13-летняя невеста на Таити обычное дело. Но активистов факты, видимо, не интересуют. На Западе требуют пересмотреть взгляды на творчество великих художников. В их числе Пабло Пикассо, который якобы эксплуатировал женщин.

«Я абсолютно убежден, что необходимо провести четкую линию между выбором, который делает в жизни тот или иной человек, будь то мужчина или женщина, и их произведениями. Если мы будем судить о них по их личной жизни, в таком случае многие великие художники прошлого должны будут автоматически покинуть музейные стены», — подчеркивает писатель, искусствовед Костатино Д’Орацио.

Но голос разума тонет в криках возмущенной толпы. И вот уже в Манчестере убирают из зала картину британского художника Джона Уотерхауса «Гилас и нимфы». На ней женское тело якобы является «пассивным объектом мужского потребления». На пустую стену посетители наклеили стикер: "Феминизм сошел с ума".

Ведь вся эта культурная революция началась с активисток движения Me Too. По их логике шедевры могут создавать только авторы, чья биография и творчество не противоречат модным на Западе ценностям.

«То, что сейчас творится на Западе с политкорректностью, это сиюминутная ситуация, более того, направленное на служение каким-то политическим силам, расшатывающим устои общества, страшно женщину вперед себя пропустить, пальто ей подать, ну что же это такое?» — говорит художник, искусствовед Сергей Заграевский.

Следуя заветам феминисток, видимо, нужно переосмыслить и отношение к нашим, русским классикам. И тогда, скажем, Достоевский уже не великий русский писатель, а просто азартный игрок. Есенин — алкоголик и гуляка, а Пушкин — всего лишь бабник! Так и хочется воскликнуть: Это какой-то международный кризис ценностей!

Эта новая реальность диктует свои условия. Американцам пришлось переписать песню из фильма 1949 года. А все потому что в строчке «Но, детка, на улице холодно. — Скажи, a что ты намешал в бокале?» мужчина якобы намекает женщине провести с ним ночь.

Современная версия звучит так: «Может, я еще один бокал выпью? — Это твое тело и твой выбор!»

Непонятно, зачем мировые галереи идут на поводу у феминисток? Не исключено, что ответ на этот вопрос прост. В музеи перестали ходить. А скандал — лучшая реклама! Причем бесплатная. Поэтому около классических картин и появляются необычные таблички. В галерее Tate Britain около некоторых полотен установили вывески с предупреждением: «Радикальный контекст».

А это выставка современного искусства в Tate Britain. Вот уж где действительно, на мой непросвещенный взгляд, шок-контент. Но здесь никаких предупреждающих аннотаций нет.

И только за безобидной табличкой «Саша и мама» можно увидеть шокирующий видеоролик, в котором женщина за волосы таскает другую женщину.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей