Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
4 мая 2020, 10:14

Сегодня — 150 лет со дня рождения Александра Бенуа

Художник был настолько велик, что практически каждая его работа становилась шедевром искусства, будь то: книжная графика, пейзажи, особое видение Версаля или оформление знаменитых балетных постановок. Талант, который в свое время позволил ему стать идеологом объединения «Мир искусства» и художественным руководителем самых известных в мире театральных гастролей — «Русских сезонов».

«Когда говорят о нашей семье, первый, кого вспоминают, – это Александр Николаевич. Его объединение "Мир искусства" появилось как раз в тот период, когда старые формы уже не устраивали ни творцов, ни зрителей», — рассказывает Анастасия Мурзина-Бенуа, двоюродная праправнучка А.Н.Бенуа.

Редчайшая хроника начала XX века – русский балет в Париже. Гастроли длиною в полтора десятилетия – с 1906-го по 1924-й. Организатор — Сергей Дягилев, главный идеолог и вдохновитель — Александр Бенуа. Иностранцы потрясены синтезом музыки, танца, света и живописи. Декорации впервые становятся самостоятельным произведением искусства. Даже эскизы к костюмам «Павильона Армиды» готовы скупать как большие картины.

«Он живописную сторону этого спектакля соединил с натуральными театральными эффектами. Так, во втором акте на сцене был настоящий фонтан, и плеск падающей воды гармонично сочетался с музыкой Черепнина», — рассказывает генеральный директор ГЦТМ им. А. Бахрушина Дмитрий Родионов.

Но начиналось все в тишине. В конце XIX века молодой юрист Александр Бенуа приезжает в Версаль делать наброски. Рождается серия, полная непривычных форм. Версаль станет одной из главных тем его жизни. И вожделенным трофеем для коллекционеров всего мира. Первым рисунки покупает меценат Третьяков.

«Конечно, больше всего я люблю "Прогулку короля". Работу, которую, наверное, знают все. Где король со свитой прогуливается по Версалю и кажутся ожившими отражения бронзовых фонтанных скульптур», — говорит заведующая отделом графики XVIII - начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова.

Поиск новых форм и содержания подхватили художники «Мира искусства» — кружка и журнала. К Бенуа и Дягилеву примкнули Бакст, Сомов, Лансере, позже Бибилин, Рерих. В 1903-м Бенуа получил заказ на иллюстрации к Медному всаднику. Вторая крупная серия художника.

В издательском деле он совершил переворот: оформление книги превратил в ювелирное искусство. Вот «Азбука» Бенуа. «У» не какая-нибудь «улитка», а «ураган». Говорят, он писал буквы для сына Николеньки, чтобы картинки будили воображение. С тех пор зрители и прилипают к ним, открывая новых персонажей, прослеживая переплетение виньеток.

С началом «Русских сезонов» авторитет художника столь велик, что даже большевики зовут его в Зимний после революции атрибутировать царскую картинную галерею. Возможно, именно составленный им каталог помог избежать полного разграбления Эрмитажа. 

Но в 1926-м, как «отжившая фигура старого мира», Александр Бенуа покидает Россию. Он еще будет ставить спектакли в Париже, его позовут в «Ла Скала», кинематограф завалит работой. Но гигантский труд «История живописи всех времен и народов» так и останется незаконченным. 117 тетрадей дневников до сих пор ждут своего исследователя.

«Художник, критик, редактор журнала. Масштаб его личности стереоскопичен, требуется аналогичный расшифровщик», — сказала куратор выставки «100 работ от Александра Бенуа» Наталия Курникова.

В годы войны он вернулся к пейзажам: рисовал по памяти Петергоф, Царское село, старый Санкт-Петербург — потерянное прошлое, в котором Бенуа находил больше родства, чем с настоящим. Но в этом своем обратном движении он оказался гораздо большим футуристом.

«У меня на коленях лежит книжка выставки, которая была недавно в Версале, называется "Возрождение Версаля". И на обложке как раз "Купальня маркизы"  Бенуа воспроизведена. Тот факт, что они выбрали на обложку, свидетельствует о признании роли Бенуа в европейском художественном контексте тоже», — сказал заместитель заведующего отдела графики ГМИИ им. А.С.Пушкина Олег Антонов.

«Мир искусства» для него не был только журналом или кружком, это был образ его жизни, его пространство — мир. 

Бенуа прожил почти 90 лет. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль. Надпись на плите – «Художник».


Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей