Вячеслав Полунин принимает поздравления с 70-летием
Невероятный талант дарить сказочный мир доброты и счастья, понимать детей и находить в каждом взрослом ребенка. Вячеслав Полунин принимает поздравления с юбилеем. Своего грустного Асисяя он придумал почти 40 лет назад, с тех пор объездил весь мир, но клоун с телефонной трубкой и сегодня самый узнаваемый. А у самого маэстро, которому сегодня исполнилось 70, еще море фантазий, идей и улыбок для всех нас.
Возраст Славы Полунина не меняется с тех пор, как он решил стать клоуном. И это возраст счастья, о котором он даже научную работу написал: 140 пунктов для достижения счастья. Самые главные – первые два: «Делай только то, от чего внутри дзинькает. Дальше делай только с теми, кого хочешь обнять, несмотря на коронавирус».
Эта реприза, показанная в новогоднем «Голубом огоньке» 40 лет назад, дала его образу имя и сделала клоуном №1. Вся страна повторяла вместе с ним: Асисяй.
– Я решил столкнуть японский и грузинский. Рокот грузинского и нежность, шелест японского. Я добавил грузинскому немножко венгерского, – вспоминает Вячеслав Полунин, народный артист РФ.
Его солнечный человечек в безразмерной робе так легко жонглировал нашими чувствами, удивление, радость, грусть, восторг, что, казалось, все у него играючи. Хотя даже в сценке без слов нужно найти верные слова. Этот номер в начале 80-х тоже стал хитом. Его двойной смысл понимал каждый советский человек.
– В то время брежневское, конечно, главная тема была – это нельзя, это нельзя. И вот я подумал вот такой смешной номер: я перехожу через улицу, свисток, перехожу тут, свисток. Мне показалось, что это не очень эффектно, и получается какая-то политическая сатира. И вот потом мой малыш, которому я сказал: это нельзя, куда ты схватил, нельзя. Он говорит: "Зя!". И вот он мне подсказал, что-то можно найти другую формулу для этого смысла».
Его «Лицедеи» гремели на всю страну. Его репризам аккомпанировал Гидон Кремер с оркестром. Его легендарное «Снежное шоу» уже 20 лет идет по всему миру от Токио до Мехико. И каждый спектакль не похож на предыдущий. От его уличных представлений захватывает дух: красиво, тонко, мудро и смешно.
– И все, что я делаю, это в принципе мои детские игры, я хочу играть в это, я хочу играть в это. Я играю с этим миром по-настоящему. Каждый день с утра выхожу и думаю, а во что бы сегодня сыграть, – делится Вячеслав Полунин.
Юбилей застал Полунина во Франции, хотя он собирался отмечать его в России, готовил большую выставку. Но карантин, закрытые границы. Выставка будет, только через год. А вместе с ней две-три книги, новый проект.
– Я так рад, что судьба дала этот год лишний. Вот я хотел написать эту книгу, я ее пишу. Я хотел выкопать это озеро, я его копаю.
Несколько лет назад Полунин затеял под Парижем удивительный парк. На месте старой мельницы дом с чудесами. За каждым поворотом тропинки, новый поворот сюжета. Вот белый сад. Там красный. А тут, в березках, будет как в родном городке Новосиль Орловской области, где он когда-то мечтал, кем станет: «Библиотекарь, лесник и клоун. Я сейчас осуществил все три: я и садовник, и библиотекарь, и клоун».
В его библиотеке десять тысяч томов. Его сад в списке самых замечательных парков Франции. Здесь он стирает границы между искусством и жизнью. И делает жизнь искусством, находя отблески солнца даже в банальной луже. Он по-прежнему дурачится и смешит и, как все дети, дает мудрые советы: «Не взрослейте, это ловушка».