Пушкинский музей снова приглашает на встречу с прекрасным
Долгожданный момент для ценителей прекрасного. Пушкинский музей снова открывает двери. Вообще все двери, даже те, которые и до пандемии были под замком. Вот такой сюрприз для гостей, по которым очень скучали. И для них эта встреча с искусством обязательно будет захватывающей и безопасной.
Развевающиеся одежды богини Ники: воздушные потоки пылесоса помогают воображению. Сейчас смахнут с крыльев тяжесть будней, и она взмоет в небо. Перед открытием в Пушкинском музейную пыль стряхивают. Что значит: быть на равных с персидским царем Мавзолом, взглянуть ему в глаза. Будто феном уложить кудри на место. Поправить складки, пусть несколько скудного наряда Аполлона Бельведерского. В сознании не вяжется, высокое и вечное с генеральной уборкой: это тоже часть музея. За плечами охотника за пылью рюкзак с пылесосом, в руках кисть гримера. Обеспыливание – процесс интимный. Никаких резких движений, аккуратно, без спешки и регулярно раз в месяц. Чтоб пыль не бросалась в глаза.
– Первозданный вид теряет, все блекнет,некрасиво получается, – говорит Игорь Шарейко, сотрудник музея.
Не госпиталь, а музей. Здесь решили, нельзя быть столь безнадежно серьезными и добавили в будни пандемии артистизма. Даже в такую неромантичную сферу, как правила и ограничения.
«Господа, соблюдайте дистанцию, вы в музее, а не на станции». Это не просто слова, а совет самого Пушкина, который считается ангелом-хранителем музея. Вот такие рисунки-инструкции здесь расклеивают повсюду. И как полагается ангелу-хранителю, Пушкин всегда рядом. Он наставляет посетителей на путь истинный.
Оказалось, инструкции могут вдохновлять. К примеру: «Садитесь по одному, так лучше пишутся стихи». По сути, это выставка рисунков между живописных полотен. Пушкина в танце закружил Матисс, поэт протестует: социальная дистанция не соблюдается. Чтобы вместо шара девочка не оказалась с вирусом, Александр Сергеевич в стиле Пикассо просит взрослых присматривать за детьми. И для тех, и для других в музее покажут анимацию.
В Пушкинский с Пушкиным. Так называется новаторский проект. Но в музее решили зайти еще дальше.
– Мы решили, что мы откроем все самые закрытые двери нашего музея, то есть у нашего зрителя будет абсолютное ощущение проникновения в закулисье музейной жизни, которая так всех интересует, – рассказывает Марина Лошак, директор государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Чтобы задать темп, директор музея начала со своего кабинета: «Кабинет директора считается сакральным закрытым местом, это неправильно».
Вот с этих редких возможностей и начинает музей новую жизнь. Графике свет противопоказан, выставляют редко и по особому поводу. Пушкинский зрителя не пощадит, головокружение от количества шедевров на квадратный метр обеспечено.
– Выставка так и задумывалась, как прогулка по истории европейского рисунка, – рассказывает Виталий Мишин, куратор выставки «От Дюрера до Матисса».
Из 27 тысяч рисунков, что хранятся в Пушкинском, отобраны 200 самых-самых. Вещи из первого ряда, как говорят в музее. Конечно, все это время были доступны электронные версии, и лекции, и даже виртуальные экскурсии по этой выставке. Но ничто не заменит живой встречи.
– Рисунок не поддается адекватному репродуцированию, как ни крутитесь. Можно это воспринимать как нечто мистическое, но энергетика только в подлиннике сохраняется, – уверен Виталий Мишин, куратор выставки «От Дюрера до Матисса».
В реальности, взаправду, воочию: проверить и почувствовать мистику искусства можно уже сегодня. Пушкинский открылся.