Поздравления с юбилеем принимает народный артист Николай Бурляев
Поздравления с юбилеем сегодня принимает актер, режиссер, народный артист Николай Петрович Бурляев. В кино он дебютировал в подростковом возрасте. К 75 годам в его арсенале более 60 ролей в фильмах, среди которых ленты, ставшие классикой мирового кинематографа, — «Военно-полевой роман», «Иваново детство», «Андрей Рублев».
«Это быстротекущая временная жизнь, надо успеть подготовить себя к жизни вечной, потому что здесь ты краткий миг — 70-80 лет, а там ты вечность», — говорит Николай Бурляев.
Если мерить вечностью фильмы Бурляева, то они лишь вспышки, но какие яркие! Его карьера в кино началась сразу с двух венецианских львов: главного, золотого, за фильм Тарковского «Иваново детство» и бронзового за «Мальчика и голубя» — студенческий дебют Кончаловского. 15-летнего Колю берут на работу в театр Моссовета.
В ворохе предложений юный Бурляев несколько лет ждет главного, от Тарковского. И вот оно — роль Фомы в «Андрее Рублеве».
«И я аж весь завибрировал: Андрей вспомнил обо мне. Мне принесли сценарий, и я ищу, где этот Фома, и пролетаю. Нет Фомы, тут какая-то тень, тень бледная, нет текста, ничего, мне там нечего делать. И дальше новелла “Колокол"», — рассказывает Николай Бурляев.
Но роль Бориски — паренька, который взялся отлить для храма колокол, хотя и не умел, — Тарковский уже нашел актера. Но Бурляева добился проб.
«Самый близкий для меня образ из всех сыгранных — это Саша Нетужилин из "Военно-полевого романа". Поэтому я плакал, читая сценарий, потому что я себя видел, у меня все резонировало, это мое», — говорит Николай Бурляев.
Петр Тодоровский потом не раз припоминал Бурляеву их первое знакомство. В коридоре киностудии.
«Я просто обнял, обнял как брата, поцеловал, говорю: все, заканчивайте пробы, эту роль я никому не отдам», — вспоминает актер.
И снова успех: Берлинский фестиваль, номинация на «Оскар». И снова актерская тишина после. Своих главных ролей Бурляеву не раз приходилось ждать десятилетиями.
«Из 60 лет 25 лет работы и 35 лет простоя. Что мне помогало сохранять себя? То, что я не ставил на актерство всю свою жизнь. Я хотел быть писателем, режиссером, и я им стал», — рассказывает Николай Бурляев.
В режиссуре Бурляев тоже никогда не разменивается. Его герои вопреки обществу не отказываются от своей правды. Ему и самому пришлось пройти серьезную проверку после премьеры фильма «Лермонтов». Шум подняли на партийный уровень.
«Мои же коллеги устроили травлю, мои, как я думал, друзья, с которыми я работал, и вдруг они потребовали распятия полного. И когда я показал этот фильм маме Никиты Михалкова, Наталье Петровне Кончаловской, она гладила мне руки и говорила: какой ты стал, Коленька, да ведь они тебе завидуют», — рассказывает Николай Бурляев.
Вот уже 30 лет главный проект Бурляева — созданный им фестиваль славянского и православного кино «Золотой витязь». Уверен: если люди редко обращаются к иконам в храмах, с ними стоит говорить через те, что есть в каждом доме.
«И кино, и ТВ должны стремиться быть как иконы — помогать выходить зрителю в горний мир, а не утягивать его вниз», — считает Николай Бурляев.
Кино когда-то привело Бурляева к вере. Именно на съемках «Андрея Рублева» Тарковский повесил на него первый крестик, игровой. Сегодня режиссер не проходит мимо иконы Сергия Радонежского — просит благословения на съемки фильма о святом. Сценарий написан много лет назад. Подобрана натура, декорации. Но Николай Петрович верит: все случится в точности в свое время, как всегда в его жизни.
«Творчество не терпит суеты, требует сосредоточения. Много в этом мире слов и ни одного нет без значения. Вот это и есть та тайна, самая главная, тайна творчества», — говорит Николай Бурляев.
И к юбилею мастера в ночь на среду на Первом канале смотрите документальный фильм «Николай Бурляев. На качелях судьбы». Смотрите в 00:30.