Исполняется 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева
Его музыку узнают с первых тактов, его песни вот уже много десятилетий поет вся страна. Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева. Без его мелодий невозможно представить наши любимые фильмы. «Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны», «Ошибка резидента» и еще десятки кинолент, где музыка не менее важна, чем сюжет и игра актеров.
Музыка, летящая в пространстве, как хлопья снега или падающие звезды. В ней и непонятная тревога, и биение влюбленного сердца. Весь тот внутренний мир людей на экране, который создавал Микаэл Таривердиев, и умел выразить так понятно и глубоко, как никто другой.
Чтобы музыка к фильму «Семнадцать мгновений весны» попала в самое сердце, Таривердиев придумал образ неба, ведь где бы ты ни был, оно такое же, как и дома. А во время встречи с женой сперва должен был звучать симфонический оркестр.
– Когда уже эту сцену снимали, он понял, что фальшиво оркестровое решение такой сцены. Интимной. Потому что она интимна, – рассказывает Вера Таривердиева, супруга Микаэла Таривердиева, музыковед.
За чистую интонацию и ребенка в душе Таривердиев доверяет песни еще никому неизвестной Алле Пугачевой и пишет первую хвалебную статью: «Она не только поет, но, и играет свои песни».
– Это было достаточно сложно работать с Таривердиевым, он такой кропотливый, он такой дотошный. Мы не понимали друг друга, ну, никак не понимали. Чего он от меня хотел? И вдруг он сказал: ты пойми, вокалистов много хороших. Певцов мало. Ты мне должна спеть мысль. Понимаешь? Такие стихи хорошие. Ты не поешь мысль. Давай-ка мне музыкальный, песенный речитатив. И все прояснилось, – вспоминает Алла Пугачева, народная артистка СССР.
Алла Пугачева признается, что еще в ранней юности влюбилась в музыку Микаэла Таривердиева. И она ей помогла выбрать тревожный путь: «Я проснулась, отец включил радио, я услышала глуховатый голос… Со мной что-то приключилось, потому что он определил мое состояние, мою мысль! Потому что я в 16 лет не знала, куда смотреть: налево, направо, вокруг? А мне хотелось вверх. Тянуться к небу, смотреть туда! Я даже сейчас могу слезу пустить, потому что это был знак».
В его музыке было все то, о чем думало и мечтало поколение детей войны, свет, радость, оптимизм и обязательное счастье, оплаченное невозможной ценой.
Для фильма о вчерашних школьниках, не вернувшихся с войны, Таривердиев пишет музыку, которая словно еще не созрела… А вместе с группой фильма «Ольга Сергеевна» 9 мая у Большого театра и в Парке Горького он несколько часов вглядывается в лица и записки, и вдохновленный, создает одну из самых пронзительных песен о войне.
В 86-м, почти сразу после взрыва на атомной станции Таривердивев едет в Припять и играет там для ликвидаторов музыку из любимых фильмов. А, вернувшись домой, сочиняет симфонию для органа «Чернобыль» и говорит: «Я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны».
– Он – счастливый человек! То задание, с которым он пришел в этот мир, он его выполнил, – говорит Вера Таривердиева, супруга Микаэла Таривердиева, музыковед.
Сегодня в 15 часов на нашем канале программа «Наедине со всеми», гостья студии – вдова композитора Вера Таривердиева. В 16:00 смотрите документальный фильм «Игра с судьбой», в котором приняли участие друзья и близкие маэстро. Неизвестные факты о его жизни и эксклюзивные интервью. Ну а в 16:45 вечер музыки, песни из легендарных фильмов и современные интерпретации любимых мелодий.