Патриарх Кирилл провел встречу с духовными лидерами Азербайджана и Армении
Нагорный Карабах — один из очагов напряженности на постсоветском пространстве. Главные разделительные линии проходят не на карте — в душах людей. Русская православная церковь с самого начала конфликта выступает посредником в примирении враждующих сторон. Сегодня в Москве патриарх Кирилл принял духовных лидеров Армении и Азербайджана.
Впервые конфликт в Нагорном Карабахе духовные лидеры России, Азербайджана и Армении обсуждали в московском Даниловом монастыре еще в 1993 году. Сегодня из участников той встречи здесь только глава Управления мусульман Кавказа Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Пашазаде. Но и с патриархом Кириллом, и с католикосом всех армян Гарегином II о Карабахе с тех давних пор они говорили уже не раз. Посыл прежний: священнослужители призывают враждующие стороны к мудрости и человечности.
«Для армянского и азербайджанского народа не существует другого будущего кроме совместного проживания. Сегодня особенно важно восстановить доверие людей друг ко другу, вновь научиться воспринимать соседа с уважением и готовностью к взаимопомощи. Залог такого общения — это уважение к религиозным святыням, историческим памятникам и кладбищам. Уважение к религиозным чувствам людей иной веры. Бережное сохранение памяти об усопших», — сказал патриарх Кирилл.
Конфликт в Нагорном Карабахе, который разгорелся как национальный, вполне мог превратиться в религиозный. К чему бы это привело, стало понятно уже в начале 90-х на примере окровавленной Югославии. Зазвучал термин «духовная дипломатия». И только Русская православная церковь могла стать эффективным посредником в этом процессе.
«Неслучайно Россия являет собой пример межрелигиозного диалога, где, конечно, ключевую роль играет русская православная церковь. И осознавая всю ответственность, которая на ней лежит, сделав этот колоссальный шаг, РПЦ заложила основы для дальнейшего диалога не только между религиозными организациями, но и между странами, между народами», — отмечает заведующая кафедрой сравнительной политологии Факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Марина Мчедлова.
В 1994 году в Даниловом монастыре духовные лидеры трех стран заявили: у конфликта нет религиозной почвы. И призвали немедленно прекратить кровопролитие. С тех пор выросло целое поколение, которое тоже готово прислушиваться к слову пастыря.
«Необходимо избегать языка ненависти, воздерживаться от призыва к военным действиям в зоне конфликта. Призываем молодежь не поддаваться духу агрессии и радикализма, искать прежде всего мира», — призвал патриарх Кирилл.
Этот дух радикализма, который бы наверняка привел к еще большему кровопролитию, в Нагорный Карабах пытались принести извне — те, кто мечтал о переделе Кавказа.
«В начале 90-х годов активно пытались те организации, которые сейчас запрещены в России, и являются ваххабитскими, экстремистскими, террористическими, приехать в Карабах и принять активное участие в этой войне. Превратить ее в священную войну мусульман против христиан. Но глава мусульман Азербайджана — Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Пашазаде это безобразие прекратил и в итоге оказался, безусловно, прав. Поскольку эти товарищи могли разрушить и сам Азербайджан», — рассказал профессор кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев.
И вот еще — из области уже не духовной, а вполне материальной. Больше 30 лет христианские и мусульманские священники в Нагорном Карабахе помогают искать пропавших без вести и устраивать обмены пленными. После прошлогоднего обострения конфликта это одна из главных тем.
«Призываем прояснить судьбу без вести пропавших, способствовать процессу освобождения военнопленных и недопущению несанкционированного применения оружия, несущего угрозу жизни мирных граждан», — сказал патриарх Кирилл.
Духовные лидеры трех стран снова подтвердили: в Москве, Баку и Ереване по-прежнему будут вместе молиться о мире в Нагорном Карабахе, и вместе же ради этого делать конкретные земные дела.