В московском метро заработала система распознавания лиц
Московское метро наводнили безбилетники — это те, кто первыми воспользовался системой Face Pay. С сегодняшнего дня она начала работать на всех станциях столичной подземки. Для нее не нужно иметь с собой ни проездного билета, ни банковской карты. Главное — не потерять лицо. Это теперь визитная карточка пассажира, который установил специальное приложение и привязал к нему счет. Конечно, можно и по старинке — стоять в очереди в кассу, искать к кошельке «Тройку».
Так выглядит фейс-контроль в метро. Отдельный турникет, остановка на пару секунд. Ваш билет — ваше лицо. Створки раскрываются — добро пожаловать в подземку. Об оплате позаботится автоматика.
Алгоритм очень простой. Все, что вам сначала понадобится, — это банковская карта и мобильный телефон с установленным приложением «Метро Москвы». Нужно сфотографироваться и привязать карту к личному кабинету. Больше ничего не нужно. Даже телефон можно с собой не носить. Теперь вас узнают на любой станции метро.
С того момента, как вы сделали селфи, и до того, как биометрические данные обработаются системой, пройдет некоторое время. Это надо учитывать, планируя первую поездку.
Система Face Pay с сегодняшнего дня заработала на всех станциях. Пассажиры, которые ей воспользовались, будут ездить по тем же тарифам, что при оплате бесконтактной банковской картой. Например, в пределах Центральной зоны это 46 рублей.
«Не нужно рыться, кошелек искать, доставать карту. Опять же, лично я карту люблю забывать дома, а лицо дома не забыть. Поэтому как страховочный вариант это очень удобно», — говорит Алена Цедилина.
Удобство налицо, а как насчет безопасности? Пассажиров, которые боятся утечки данных, в мэрии уверяют: беспокоиться не о чем.
«Могу сказать, что вся платежная информация хранится только на стороне банка, как это есть с банковской картой. У нас есть только биометрический код, который конвертировать обратно в фотографию невозможно. Система надежно защищена и отвечает всем требованиям российского законодательства», — сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Все для безопасности, в том числе санитарной. Меньше прикосновений — меньше путей для распространения инфекции.
«В период пандемии это стало наиболее актуальным. Мы об этом задумались серьезно, что не нужно ничего прикладывать. Система при хорошего качества фотографиях срабатывает даже в маске. Даже если вы ненадолго ее опустите, чтобы вас распознала, тем не менее, обеспечивает всю безопасность прохода», — отметила начальник службы платежных сервисов ФГУП «Московский метрополитен» Жанна Ермолина.
Словом, технологический прорыв. Между тем многие москвичи отлично помнят турникеты, с жадностью глотавшие жетоны, или еще раньше, до 1991-го, пятикопеечные монеты и аппараты, которые выдавали три заветных пятачка взамен пятнадцати копеек. Кажется, а ведь было это не так уж и давно.
«Еще в 90-е невозможно было представить даже, что человек, подходя к турникету, просто показывая свое лицо, сможет через него пройти. Но сейчас эта технология уже вполне реальна, и это очень сильно впечатляет», — говорит заместитель начальника службы профориентации, обучения и развития персонала ФГУП «Московский метрополитен» Павел Сухарников.
Подобные системы автоматической оплаты по биометрии работают, например, в Китае. Но такого охвата, как в московском метро, нет больше нигде в мире. Через пару лет пользоваться Face Pay в столице, по расчетам, будет каждый десятый пассажир.
Подставлять свое лицо сканеру или нет — дело, конечно, добровольное. Никто не отменяет старую добрую кассу и различные проездные типа карты «Тройка». Ее, кстати, по планам разработчиков, тоже со временем можно будет привязать к Face Pay.