В подмосковной Истре открылась выставка более 120 работ великих русских живописцев
В Истринском музее «Новый Иерусалим» посетителям предлагают иначе взглянуть на буквы русского алфавита. Под каждой из них в масштабной экспозиции скрываются шедевры великих художников — Шишкина, Кустодиева, Малевича, Кандинского, Айвазовского и десятков других. Причем некоторые их полотна не столь знакомы завсегдатаям крупных столичных музеев.
Абстракции как отражение музыки и музыка как отражение абстракции. В этом пространстве совпало все. Вот «Импровизация номер 209» Кандинского. Художника, который раскладывал цвет на ноты.
«Он сюда вложил виолончель в желтый, здесь кларнет звучит в синем и в красном звучит труба. В общем, звучит как целостное произведение, но в каждом ярче будет звучать тот, что у Кандинского связан с этим цветом», — рассказывает куратор выставки Елена Папченко.
Выставка называется «Азбука шедевра». Экспозиционное пространство выстроено вокруг букв русского алфавита. Каждая буква — тематический раздел. Вот, например, Г. Глубина. Здесь и дремучий лес Шишкина, и аллеи Фалька, и заснеженные горы Кавказа и закат Куинджи, и воздух Дейнеки. А вот — напротив, Б, Беспредметность. И тут — буквально попадаешь в картину Малевича «Супрематизм». А вот — еще Малевич. В уже другом пространстве. Где собраны картины о Руси.
«Борода, пробор на две стороны, стрижка под горшок. Немножко это напоминает иконные образы. Это одна из первых картин, где он изображает типаж русского крестьянина», — поясняет куратор выставки Андрей Сарабьянов.
А тема этого пространства «Естество». И здесь зримо контрасты женской красоты. Дейнека, у которого вдруг — такая муза.
«Здесь мы имеем дело не со спортом, не с какими-то достижениями, а с удивительно наполненным светом женского телом. До предела розовым. И прямо рядышком с ней — Ларионов, который изображает деревенских купальщиц совершенно в традициях Гогена», — рассказывает куратор выставки Ксения Новохатько.
Напротив «Венера» Кустодиева. Двусторонняя картина, которую автор писал в течение 20 лет. Если обойти — увидим эту самую «Венеру» 15 годами ранее.
Эту выставку готовили более двух лет: 81 художник, 123 работы, 30 региональных музеев, которые предоставили картины.
На выставке есть и неожиданные работы известных художников. Как вам, например, такой Айвазовский? Вместо знакомых морей — в центре вдруг холодная красота ледяных гор. Или вот Малявин. Вместо фейерверка ярких красок — портрет крестьянина в таких цветах.
«Это эскиз незаконченного портрета. Вообще, эта техника называлась по итальянскому образцу нон-финита. Значит «не окончено». Это вообще прием художественный. Это голова крестьянина. Личность видно, демонического склада. Горящие глаза! Ощущение, что здесь Врубель повлиял на него», — поясняет куратор выставки Андрей Сарабьянов.
И вот еще одно любопытное пространство. Под названием «Детектив». Тайны искусства здесь не под лупой — под рентгеном. Как, к примеру, картина Константина Горбатых. Это Венеция, под которой, как выяснилось, Псков. И таких открытий на выставке много.
Все-таки что мы видим — во многом зависит от того, в каком свете нам это показывают. Ну или в каком излучении.