Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 февраля 2015, 22:10

Поводыри слепых — кто уходит в леса и пустыни, чтобы искать простые ответы на сложные вопросы?

58 уголовных дел возбуждено только в России против тех, кто ушел воевать на стороне ИГИЛ, попавшись на удочку проповедников ненависти. Ведь уже даже появилось понятие "турецкий коридор". По нему в Сирию идут те, кого завербовали в Старом и Новом Свете на священную войну, обещая рай на земле и небесах.

Шоком стало известие о том, что под Дамаском погиб успешный московский актер Вадим Дорофеев. Тоже ушел, тоже помогать ИГИЛ. И завербовали его, судя по всему, здесь, в России, в Москве, в центре города. Как это случилось, объяснить не может никто из близких. Только что был родным человеком - и вдруг чужой, другой, иной.

Ведь если посреди города успешные, светские, образованные люди становятся жертвами этой религиозной охоты за душами, значит, опасность не просто близко. Она уже здесь. И под ударом может оказаться любой.

Джихад - судьба, и точка. О своем решении отправиться на священную для мусульман войну российский актер Вадим Дорофеев сообщил жене в СМС.

"Ушел счастливый из дома. Сказал, с друзьями в спорт-бар, потом пришла СМС: "Тут плохо ловит телефон". А с утра я получила сообщение о том, что он уехал в Сирию, "по воле Аллаха, навсегда". Это письмо в редакцию популярного ток-шоу девушка принесла от отчаяния - уже мало кто и где мог ей помочь.

Странные новые знакомые - их Елена называет "плохой компанией" - и необычные увлечения мужа появились, конечно, давно. Еще за 9 месяцев до внезапного отъезда, в канун Рождества, Вадим вдруг принял ислам. Но друзья и родные внезапных перемен как будто не замечали или не придавали значения.

"Обычно какие-то фотки со съемок выкладывал. А тут он на главной фотографии ставит какую-то непонятную для меня вещь. То есть, я вижу, что человек как-то поменялся, только не понимал, не знал, с чем это ассоциировать", - говорит Андрей Муравьев, приятель Вадима Дорофеева.

Кто убедил мужа ехать в Сирию, Елена не знает или не говорит. В мечеть на Поклонной горе Вадим мог ходить на молитву. Знакомые Дорофеева, когда он уже был на границе с Сирией, попросили поговорить с ним здешнего имама. Но разговор последней надежды не состоялся.

"Я профессионально являюсь богословом, увлекаюсь психологией и нейробиологией. Я достаточно хорошо понимаю, что на данной стадии человеку ничем не помочь. Писать ему или что-то объяснять, я не вижу никакого смысла. Он для себя уже определил", - говорит имам Московской мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов.

Цели, конечно, изначально у подающего надежды актера Дорофева были совсем иными. Одна из главных ролей в фильме Бодрова-старшего "Дочь Якудзы", роли в популярных сериалах. Вот Дорофеев — курсант-стажер в "Балаболе" на Первом канале.

Что заставило бросить не только профессию, но и жену с маленькими детьми и с головой уйти в строительство чуждого ему до последнего Халифата, толком сегодня не знает никто. Знакомые говорят, что Вадима запугали или зазомбировали. Опытные психологи объясняют: завербовали. За благополучным экранным образом, образованием, социальным статусом могла скрываться куча проблем. Да хоть те же долги. В последний год Дорофеев жаловался знакомым: снимать перестали.

В таком состоянии человека можно превратить в кого угодно, если сначала немного приободрить, а в конце пообещать неотвратимый рай на землях ИГИЛ или над ними.

"Обещают обычно рай на земле, и это фактор для ислама наиболее реальный. Если реально разбираться в этом, то он уходит в секту. Потому что это не ислам, когда человек берет в руки автомат. Это первое. И второй вопрос, который надо тоже понимать. ИГИЛ - это не ислам, вообще он к исламу никакого отношения не имеет", - сказал военный психолог Алексей Захаров.

ИГИЛ, может, и не ислам, но вербуют все равно, используя оболочку ислама. Иногда прямо на московских улицах. Сразу после пятничной молитвы на выходе из мечети в Отрадном имам из толпы затягивает проповедь антироссийского содержания.

"В нормальной мечети политика на втором месте, люди приходят туда молиться. Если проповедь сводится к тому, что надо воевать в Сирии против Асада или на Кавказе против Кадырова, надо насторожиться. Это уже признак ярко выраженной исламистской секты", - говорит член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции России Роман Силантьев.

С этой же мечетью в Отрадном связывали имя организатора теракта в Волгограде и не только Дмитрия Соколова, мужа шахидки Наиды Асияловой. Сын офицера тоже внезапно принял ислам, но из России не уезжал —примкнул к боевикам на Северном Кавказе. Там же его и уничтожили — сдаться силовикам его не смогла даже мама.

Муфтии оправдываются: за всеми не уследишь. Что уж говорить об Интернете: основная работа вербовщиков ведется на сайтах и социальных сетях.

"В видеороликах показывают, как убивают женщин, детей, как насильничают на территории Сирии, Ирака, что там нехорошие люди преследуют хороших людей, уничтожают их. И молодые люди с неокрепшим сознанием, не имеющие опыта, принимают такое решение - дескать, мы хорошо здесь живем, а там люди погибают, надо поехать туда, надо им помочь", - говорит и.о. секретаря Совета безопасности Республики Ингушетии Альберт Баракаев.

В том же ИГИЛ — мощнейшая служба теле- и кинопроизводства и продвижения. Мовсар, успешный спортсмен и торговый представитель крупной международной компании, купился именно на видеопропаганду. После просмотра сюжета, где мусульман Сирии якобы угнетает президент Асад, отправился воевать в ИГИЛ, рассчитывая стать героем уже совсем других роликов. Как там служилось в армии "Исламского государства", в этом интервью он не расскажет. Уверяет, что повоевать не успел — спустя несколько недель его и правда удалось вернуть в Россию. Уговорили родители, а ингушская антитеррористическая комиссия дала гарантии неприкосновенности в случае явки с повинной.

Вадим Дорофеев возвращаться из Сирии не собирался. Перед его глазами там были, как казалось, примеры счастливой семейной жизни во время священной войны. Мужчины, как на работу, уходили воевать. Женщины с детьми и Калашниковыми за спиной ходили за покупками.

Европейцев и американцев становится здесь больше день ото дня. Британский Институт стратегического диалога проанализировал поведение 500 вполне успешных женщин из Европы, вступивших в ИГИЛ. Основная причина — неудовлетворенность и разочарование в жизни. В жестокой жизни капиталистического мира, добавляет один из идеологов радикалов Свен Лау. Немецкий проповедник — враг государства №1. У него одинаково хорошо получается собирать деньги для террористов в Сирии, рекрутировать джихадистов и уходить от ответственности. А еще, конечно, он умеет утешить тех, у кого больше нет никаких сил и сдают нервы.

"Мы способны на многие вопросы дать простые и понятные ответы, и это успокаивает людей и привлекает их. Откровенно говоря, я не знаю другой такой религии, которая была бы так монотеистична, как ислам, в которой бы бог был таким единым", - говорит проповедник Свен Лау.

Религия их связала: она - англичанка, он - швед, ждут второго ребенка. Увижу новорожденного, говорит муж, и сразу в рай — гибель в бою будет для него великой радостью. Образцовая, по меркам ИГИЛ, семья верующих. За тысячи километров от дома они уверены, что нашли то, чего им так не хватало.

Алена Дорофеева жертвовать собой и детьми не захотела - и от поездки отказалась. А за две недели до Нового года получила сообщение на телефон: муж погиб. Без подвигов, без славы, без подробностей — фото прилагалось, в телеэфире его не покажешь.

Правду не услышишь ни от кого, кто хоть как-то соприкасался с ИГИЛ и кому удалось вернуться. Магомед уверяет: он ехал в Сирию волонтером — спасать женщин и детей, официально, но ни миссий, ни территорий назвать не может, а знаковые виды освобожденных городов не узнает. Лишь полуразрушенные поселки и схроны с оружием вызывают улыбку. Магомед не любит рассуждать о своем прошлом и общении с воинствующими исламистами. Он тоже написал явку с повинной и не понес наказания. Сейчас парень - курсант Академии МЧС, спортсмен и гордость одного из российских городов — недавно спас ребенка. Не перестает удивлять близких и удивляться себе: вести праведный образ жизни можно и без стрельбы и насилия. Жаль, что в "Исламском государстве" об этом пока не слышали.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей