Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
«Со словом „ку“ чуть было не вышли неприятности». Георгий Данелия о съемках своих фильмов
5 апреля 2019
25 августа — день рождения выдающегося режиссера Георгий Данелии, создателя всенародно любимых фильмов «Афоня», «Мимино», «Кин-дза-дза». Памяти классика советского кино Первый канал покажет документальный фильм, в котором о Данелии расскажут его близкие, а редакция 1tv.ru собрала рассказы самого режиссера о курьезных случаях на съемках.
Смотрите документальный фильм «Георгий Данелия. Небеса не обманешь» 25 августа в 00:10

«Я шагаю по Москве»

На худсовете сказали:

— Непонятно, о чем фильм.

— О хороших людях.

— Этого мало. Нужен эпизод, который уточнял бы смысл.

<…> Потом родилась та самая сцена с полотером, который выдал себя за писателя.

<…> Полотер у нас оказался литературно подкованным, прочитал рассказ Володи и говорит ему то, что говорили нам «они» (члены худсовета. — прим.ред.). А Володя не соглашается и говорит полотеру то, что говорили «им» мы. В фильме эпизод получился симпатичным, полотера очень смешно сыграл режиссер Владимир Басов — это был его актерский дебют.

Худсовет картину пропустил. Но в Госкино после просмотра опять сказали:

— Непонятно, о чем фильм.

— Это комедия.

— А почему не смешно?

— Потому что это лирическая комедия.

— Тогда напишите, что лирическая.

Так и написали.


Песню приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова «Над лодкой белый парус распущу, пока не знаю где».

— Что значит «Пока не знаю где»? Что ваш герой, в Израиль собрался или в США?

Заменили. Получилось «Пока не знаю с кем». Совсем хорошо стало, — подумал я. — Не знает Колька, с кем он, с ЦРУ или с Моссадом.


Как-то после вечерних съемок на студийной машине мы с Никитой Михалковым ехали домой. На съемках я поливал из шланга асфальт, промок и замерз. Хотел купить водку, но все магазины закрыты — четверть двенадцатого. Сначала завезли Никиту домой на Воровского.

— Никита, вынеси мне грамм сто водки, — попросил я. — А то я простужусь.

Самому в такое позднее время заходить в дом и просить водку было неприлично. Никита вынес мне от души — полный стакан. А через несколько дней меня встретил его папа, Сергей Владимирович Михалков: «Ты соображаешь, что ты делаешь? У меня инфаркт мог быть! Лежу, засыпаю — вдруг открывается дверь, на цыпочках входит мой ребенок, открывает бар, достает водку, наливает полный стакан и на цыпочках уходит. И я в ужасе — пропал мальчик, по ночам стаканами водку пьет».

«Афоня»

В Ярославле снимали вид из окна к сцене «Афоня просыпается в комнате Кати». Снимать надо было в пять утра (утренний режим — солнце еще не взошло, но уже светает). По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой…

— Пусть эта телега проедет, — сказал он.

Сняли лошадь.

Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.

— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на «Мосфильме». — Как это точно!

— Что точно? — осторожно спросил я.

— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?

Я скромно кивнул…

«Мимино»

Герой Фрунзика Мкртчяна Рубик Хачикян из фильма «Мимино» стал фигурой знаковой, и многие говорят, что это лучшая его роль в кино. А ведь упади тогда монета по-другому — и его в этом фильме могло и не быть. И фильм был бы совсем другой.

Когда в Болшево мы написали все, что происходит в Грузии и наш герой прилетает в Москву, возник вопрос:

– Один живет он в номере гостиницы или с кем-то?

– С кем-то.

– С кем? С Леоновым или Мкртчяном?

Поселили с Мимино Леонова (эндокринолога из Свердловска). Получается интересно. Поселили Фрунзика (шофера из Ленинакана) — тоже интересно. Решили: Леонов — орел, Фрунзик — решка. Подкинули монету. Выпала решка.

И Кушнерев (второй режиссер Юрий Кушнерев. — прим.ред.) в этот же вечер вылетел в Ереван освобождать Мкртчяна от спектаклей.

«Кин-дза-дза!»

Со словом «ку» чуть было не вышли неприятности: я уже монтировал фильм, когда принесли газету «Правда» с указом о назначении нового генсека, где было напечатано «К. У. Черненко». И так во всех газетах: «К. У. Черненко... К. У. Черненко...» Что делать? Надо срочно менять! Пока думали, Черненко умер, и к власти пришел Горбачев.

Костюмов не было. Вот что надето на Леонове: ботинки — из картины «Тиль Уленшпигель». Матросские брезентовые брюки. Взяли какое-то зимнее белье, прожгли ворс и покрасили в коричневый цвет, натянули ему на туловище. Потом еще нам летчики со сверхзвуковых самолетов подарили старые летные костюмы. Если их разобрать, получится масса интересных вещей. Вот на голову Леонову мы и надели… гульфик от этого самого костюма. Мы жили в Небит-Даге. Там находится военный аэродром, а на свалках повсюду разбросаны потрясающие атрибуты. И я постоянно рылся на свалке, группа в ужасе хватала меня за руки: свалки кишели скорпионами. И вот я нашел там кусок какой-то ткани и прилепил на задницу Леонову! А костюм для Яковлева я самолично красил в пустыне в ванне с чернилами.


В материале использованы отрывки из книг Георгия Данелии «Тостируемый пьет до дна» и «Безбилетный пассажир»

Смотрите документальный фильм «Георгий Данелия. Небеса не обманешь» 25 августа в 00:10
Тематические категории:
Комментарии загружаются