Спасение Европы как основная тема саммита «Большой двадцатки и перспективы зоны евро
Главным событием недели стал саммит "Большой двадцатки" в Каннах, проходивший на фоне греческой трагедии и усилий Европы спасти общую валюту. Ведущими мировыми державами, входящими в "Двадцатку", было принято решение об увеличении ресурсов МВФ для оказания помощи как развивающимся странам, так и еврозоне, столкнувшейся с беспрецедентным в своей истории долговым кризисом. Россия, до этого не принимавшая саммиты "G20", станет хозяйкой встречи мировых лидеров в 2013 году.
На 48 часов знаменитый Дворец фестивалей в Каннах превратился в центр мировой политики. Со всеми сопутствующими атрибутами. Даже роскошная красная дорожка на время саммита ужалась и стала частью французского триколора в общем убранстве здания. А набережная Круазетт из звездного променада превратилась в один из самых охраняемых на земле объектов. Впрочем, лишить местных жителей их традиционного права поглазеть на высоких гостей, никто не решился. Да и президент Саркози никогда не упускал возможности пожать народу руки.
Торжественный сигнал прозвучал 19 раз - для каждого прибывающего гостя французского президента. Лишь тогда бравые гренадеры, наконец, отправились отдыхать, а лидеры "Двадцатки" - работать, обсуждать мировые проблемы.
Самую острую проблему – то ли случайно, то ли нарочно - поставил перед ними премьер Греции. Накануне саммита Георгиос Папандреу объявил, что вынесет на референдум европейский план спасения греческой экономики, погрязшей в долгах. Лидеры Франции и Германии были решительны и не скрывали своего раздражения.
"Бесспорно, свободный греческий народ имеет право голоса. Но европейцы и МВФ не смогут выделить финансовую помощь, пока Греция не выполнит всех договоренностей. Мы не требуем от них ничего, кроме соблюдения правил", - заявил Николя Саркози.
Если бы Папандреу пошел на референдум - судьбу выстраданного Саркози и Меркель плана должны были бы решить те, кому придется затянуть пояса в обмен на финансовую помощь их правительству. И если бы греки сказали плану "нет", что было вполне вероятно, это было бы не просто пощечиной ЕС: последствия для экономики Союза непредсказуемы.
"Шестой кредитный транш может быть предоставлен Греции только при условии выполнения всех обязательств по программе, принятой 27 октября. И при условии снятия всех опасений по поводу объявленного референдума", - заявила Ангела Меркель.
Было от чего сердится. Даже при согласии Греции ее придется всей Европой тащить из долгового болота не меньше 10 лет. А тут она еще и упираться вздумала. Дело в том, что долговые обязательства государств считаются самыми надежными ценными бумагами. У Греции их много. Очень много. На 300 миллиардов евро. И почти все эти суверенные облигации Греции находятся у ведущих европейских банков. Отказавшись от помощи ЕС, Греция, скорее всего, не сможет платить по долгам, объявит дефолт. И тогда проблемы начнутся у банков, в которых кредитуются европейские предприятия и держат свои деньги европейцы. Словом, предложение Папандреу – бомба, заложенная под экономику всего Евросоюза.
"Мне бы не хотелось давать совета суверенным государствам, как им поступать. Главное, чтобы эти суверенные государства вели себя ответственно, а не топили собственные экономики, не уничтожали их. Но, кроме того, конечно, Россия - это часть Европы, и нам совсем не безразличны проблемы Евросоюза", - сказал Президент России.
Уже к середине дня стало понятно, что премьера Греции удалось вразумить. Он заявил, что "референдум для него не самоцель". А потом обратился к оппозиции за поддержкой курса своего правительства. Несмотря на аккомпанемент протестов у стен парламента, депутаты, "скрепя сердце", дали премьеру карт-бланш на реформы и не стали требовать его отставки.
"Я не стремлюсь во что бы то ни стало удержаться в своем кресле. Но выборы пройдут лишь тогда, когда, во-первых, мы сделаем все необходимое, чтобы выполнить договоренности, достигнутые на саммите Евросоюза. Во-вторых, сформируем правительство национального единства", - подчеркнул Георгиос Папандреу.
Поддержка парламента ценой рухнувших мировых бирж. Лучшая демонстрация нынешнего состояния мировой экономики. Шутка ли, вторую волну кризиса в мире едва не спровоцировала политическая интрижка в стране, экономика которой занимает лишь 2% от европейской. Впрочем, во всем есть плюсы. Лидеры "Двадцатки" настроились решительно. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), чьи экономики, несмотря на кризис, продолжают рост, согласились помогать ЕС в спасении Греции.
"Мы готовы участвовать в программах финансовой поддержки странам Евросоюза и, прежде всего, через инструментарии Международного Валютного Фонда, а, значит, мы имеем право на обозначение своей позиции. Разделение рисков здесь кажется вполне разумным, а заявленные суммы представляются вполне достаточными, чтобы успокоить рынки. Но, надо наконец, определиться с источниками финансирования этих обязательств, а также с тем, что нужно от стран, которые готовы поддержать европейских партнеров. В данном случае я говорю о России", - заявил Дмитрий Медведев.
Конечно, по словам Президента, наша помощь Европе должна быть не себе в убыток. А по словам помощника Президента Аркадия Дворковича, мы столь тесно связаны с ЕС экономически, что России гораздо выгоднее сейчас помочь европейцам, чем допустить углубление кризиса. Например, как и другие страны, Россия может вложить деньги в европейские ценные бумаги.
"Это шаг, который, конечно, содержит в себе большие риски, чем обычно, но тем не менее с учетом возможности избежать финансовых проблем в Европе является выгодным для России. Не сделай мы этого шага, мы можем потерять миллиарды долларов немедленно, уже в следующем году, а так мы можем рассчитывать на возврат этих долгов Европы через некоторое время", - пояснил Аркадий Дворкович.
Для получения дополнительных средств Франция и Германия предложили "Двадцатке" ввести налог на финансовые операции. Саркози считает, что торговцы ценными бумагами в долгу перед мировой экономикой, ведь именно они ее и обрушили в 2008 году. Предложение вызвало споры. Против Великобритания, Китай и Россия. А вот президент США французского коллегу поддержал. Впрочем, не только в этом. Он напомнил о прибавлении в семействе Николя Саркози и известной модели Карлы Бруни.
"Я впервые встречаюсь с вами после появления еще одной Саркози, и я от души поздравляю Николя и Карлу с рождением Джулии, и я уже хотел бы сказать, что очень надеюсь, что она будет похожа больше на маму, чем на папу", - сказал Барак Обама.
"Если говорить о дочке, это влияние Барака. Он 4 года говорил мне, как это фантастически хорошо быть отцом дочери. Мне пришлось последовать его примеру", - рассказал Николя Саркози.
А если говорить об итогах саммита, то договориться удалось о мерах оздоровления мировой экономики. Например, они обязали МВФ пристальнее следить за итальянской экономикой, которая по долгам не далеко ушла от Греции. Договорились обеспечить ресурсами МВФ и увеличить гибкость своих валют. На это согласился даже Китай, много лет искусственно занижающий курс юаня для поддержки своих производителей. По словам Медведева такая готовность действовать слаженно перед лицом новой волны кризиса не может не радовать.
"Мы обязаны договориться о плане конкретных действий и дать позитивный сигнал рынкам, потому что те сигналы, которые мы получали в последние дни, что там скрывать, в том числе политические сигналы, носили откровенно негативный характер. Каждый должен вносить свой вклад в общую копилку и одновременно делать свое домашнее задание, выполнять те обязательства, которые на себя принимали", - заявил Дмитрий Медведев.
Российский Президент напомнил о том, как трудно порой принимались решения предыдущих саммитов, какой кровью давались достигнутые компромиссы. Он уверен: странам "Двадцатки", на долю которых приходится 85% мирового ВВП, очень важно эти решения четко выполнять. Ведь, как показал мировой кризис, все мы, по сути, находимся в одной лодке.

