Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
29 июня 2017, 21:27

Хроника погибшего бомбардировщика: участники поисковых отрядов возвращают имена павшим героям

Белых пятен в истории Великой Отечественной войны теперь меньше, и это заслуга поисковых отрядов. Десятки людей из разных регионов стали участниками проекта «Небо Родины» в Рязанской области. Особенности очень важной работы: что нужно делать, чтобы павшие герои обрели имена?

Сантиметр за сантиметром, день за днем поисковый отряд буквально перепахивает Рязанскую землю. Практически каждая горсть на этой лесной поляне отдает фрагмент самолета. Самый крупный — обломок крыла, остальные — немногим больше спичечного коробка.

«Каждая деталь маленькая важна. А когда мы этот пазл соберем, представится более полная картина. Вот мы эти пазлы, маленькие частички-то и ищем», - говорит член поискового отряда Дмитрий Козаков.

Главное для поисковиков – найти любые номера.

«Нужно найти заветную шильду самолета для того, чтобы все подтвердилось. Не должно быть ошибки, то есть техническая документация должна совпасть с экипажем самолета, потому что здесь может оказаться и другой самолет», - поясняет член поискового отряда Сергей Рыбаков.

Их было четверо, экипаж дальнего бомбардировщика ДБ-3. В архивах Министерства обороны есть документы, предположительно относящиеся к этому самолету.

Хронику погибшего бомбардировщика удалось восстановить. Самое начало войны, 1941 год. Экипаж получает задачу разбомбить фашистскую колонну. Экипаж вылетает, успешно его выполняет, ложится на обратный курс. А дальше - катастрофа. Вот строчки донесения:

«Командиру 40-й Авиадивизии. Доношу, что 18.10.41 года вернулся в часть командир экипажа лейтенант Колодкин, не вернувшийся с боевого задания 17.10.41 года. Члены его экипажа — штурман Подорожный, радист Сарамуд, воздушный стрелок Громов — погибли при катастрофе».

Лейтенант Колодкин погибнет в воздушном бою через год. Его первый экипаж, оставшийся здесь, под Рязанью, похоронят местные жители.

«Мы находим не только пряжку, а любой элемент парашютной системы, значит, летчик не покинул борт, остался на борту. Значит, здесь могут быть останки», - говорит командир поискового отряда Марат Санаев.

Чуть позже находят останки одного из членов экипажа. В ходе раскопок возникают сомнения: а те ли это летчики и тот ли это самолет. Поисковики поднимают со дна воронки детали от двигателя с другими номерами.

«В машине, которая разбилась здесь, к сожалению, идут другие номера двигателя. Пока мы те номера не нашли, но вот эти моторы стояли именно на этом самолете еще в сентябре 1941 года», - рассказывает член поискового отряда Илья Прокофьев.

Сейчас под Рязанью работают 50 человек, поисковики из 15 российских регионов, проект «Небо Родины». Сегодня сюда же приехал спецпредставитель президента Сергей Иванов - интересуется историей погибшего экипажа, смотрит, как идут раскопки.

Естественно, участники поискового движения не упускают случая попросить поддержки. Некоторые архивные документы, касающиеся периода Второй мировой войны, до сих пор недоступны для исследователей.

«Очень хорошая, структурная информация содержится в материалах Военной прокуратуры. Если бы поисковикам по самолетам можно было туда доступ получить», - говорит поисковик.

«Мы сейчас там посидим, поговорим, все проблемы обсудим. Я готов, я уже более 10 лет стараюсь помогать поисковому движению», - отвечает Сергей Иванов.

Жарко. Беседа продолжается в штабном шатре. Обсуждают, где нужно придавать земле останки погибших воинов, все-таки не в глухих лесах, как доставлять из отдаленных регионов России и зарубежья в родные города бойцов? Сергей Иванов обещает привлечь Министерство транспорта. Напоследок делится впечатлениями.

«Я очень благодарен поисковикам, молодым и не очень, за то, что они свой отпуск предпочитают проводить не на пляже, а делают очень нужную работу», - сказал спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

Во второй половине дня поисковые работы продолжаются. Находят новые фрагменты с номерами. И в ближайшие дни станет понятно, все же какой именно самолет разбился здесь в октябре 1941 года. Ведь в километре от этого места лежит еще один разрушенный фюзеляж. Получается, экипаж одного из двух самолетов не предан земле.

Читайте также: