ВЦИОМ представил данные исследования вовлеченности молодежи в общественную жизнь страны
Самая горячая пора наступила для абитуриентов. Многие вчерашние выпускники определились с будущей профессией и отнесли документы в вузы, и социологи изучают вопрос о том, каким молодые люди в России видят свое будущее. Летом ВЦИОМ провел исследование: надо ли активнее привлекать молодежь к общественной жизни страны? И большинство опрошенных ответило утвердительно.
Антон Никонов не типичный представитель современной молодежи с типичными проблемами. Лауреат всевозможных конкурсов, автор множества музыкальных произведений не может найти достойное применение своему таланту.
«Композитор — это злоба дня своего поколения. То, что я чувствую сейчас, то, что меня волнует, то я и передаю в своей музыке», — говорит композитор Антон Никонов.
Вот так звучит современная молодежь на языке композитора, а вот как на языке социологии: 43 процента молодых людей принимали участие в волонтерской деятельности, 37 — голосовали на выборах, 60 процентов считают, что карьеры можно построить только упорным трудом, а 27 — не верят в успех без блата и связей. Это только несколько цифр из разных соцопросов, которые пытаются нарисовать усредненный портрет современной молодежи. Каждое новое поколение — загадка и предмет для исследований.
Больше чем 30 лет назад на экраны вышел фильм «Курьер» — про то, что отцы не знают и не понимают своих детей. Это была другая страна, другая эпоха, но проблемы и вопросы все те же.
Из фильма:
— «Любопытно было бы узнать молодой человек те принципы, по которым в собираетесь существовать в обществе»
— «А принципы самые несложные: хотелось бы иметь приличный оклад, машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях. Да, еще - поменьше работать».
Вот это, казалось бы, обычное свойство молодежи — дерзить, протестовать и отрицать идеалы старших — спустя 30 лет заметно трансформировалось. Так, по данным Агентства по делам молодежи, для поколения Z — детей, родившихся после 2000 года, — семейные ценности и авторитет родителей куда важнее, чем раньше. Крепкая семья — это то, что помогает выжить в трудные времена, и один из атрибутов успеха, который теперь так ценится у молодежи.
Это не значит, что поколение Z — конформисты. Бунтарские настроения и сегодня сильны. Так, по данным тех же социологов, до 15 процентов молодежи готовы участвовать в уличных акциях. В их основе неравнодушие, из которого очень часто выходит творческая инициатива, особенно если для нее есть выход в конкретных делах. Так, например, проблемы экологии волнуют многих современных молодых людей. Они нетерпимее относятся к тому же мусору на улицах, чем старшее поколение.
Чаще, чем «экология», в опросах звучит слово «трудоустройство». Как и 30 лет назад в фильме «Курьер» главный герой после школы не мог найти работу, так и сегодня устроиться без опыта или подработать на каникулах очень трудно.
«Никто не хочет брать ответственность за 16-летнего подростка. Я хотела сначала официантом устроиться, объявления расклеивать, но меня так и не взяли никуда», — рассказывает Татьяна Кобзева.
В итоге Татьяна устроилась в городскую коммунальную службу: сажает цветы, обустраивает клумбы. Работа — простая, зарплата — невысокая, но главное — она почувствовала, как зарабатываются деньги.
Мода и увлечения сегодня меняются в разы быстрее. Не известные родителям кумиры молодежи собирают миллионы просмотров в Интернете. Модные блогеры не только формируют актуальную повестку дня, но и зарабатывают на рекламе огромные деньги — десятки миллионов рублей в год. Зарабатывают единицы — остальные тратят часы, дни и месяцы в виртуальном пространстве. В этом одно из главных отличий поколения Z. Оторваться от компьютера и заняться своими насущными проблемами — возможно, самый главный вызов, стоящий перед современной молодежью.