В Американской Академии искусств и литературы увековечили память Андрея Вознесенского
Яркий представитель эпохи шестидесятников, один из самых известных поэтов ХХ века, публицист, художник, архитектор, его честь установлен барельеф, и это первый случай в истории Академии, когда таким образом чтят представителя другой страны.
Гипсовый профиль, устремленный вверх. Именно так Вознесенский и читал свои стихи - будто с небом разговаривал. В этом зале великих, с чередой академических портретов, например, художника Рокуэлл Кента или писателя Трумана Капоте - этот барельеф явно выделяется. Он здесь в своем роде единственный.
«У нас нет традиции вешать портреты иностранных членов академии. Здесь только академики-американцы. Так что Вознесенский здесь единственный академик-иностранец. И я думаю, что это исключительно уместно и замечательно, что он тут находится», - отмечает директор Американской академии искусств и литературы Коди Аптон.
Знаменитый поэт-шестидесятник, чье творчество вышло за рамки бунтарской эпохи, был принят в Американскую Академию искусств и литературы в 1971 году, в разгар холодной войны. И он стал первым русским в этом престижном клубе.
Поэт много бывал в Америке. Его здесь ценили и любили, хоть он и писал: «В Америке, пропахшей мраком, камелией и аммиаком…»
«Слава Вознесенского перешагнула границы России, его знали во всем мире. Члены Академии были, конечно, знакомы с его произведениями. Он дружил со многими: Уильямом Джей Смитом, Артуром Миллером, Робертом Лоуэллом», - рассказывает директор Американской академии искусств и литературы Коди Аптон.
У драматурга Артура Миллера Вознесенский останавливался не раз. Встречался с его бывшей женой Мэрилин Монро, о которой написал позже: «Я Мэрилин, Мэрилин, я героиня самоубийства и героина…»
Его близким другом был поэт-битник Аллен Гинзберг. Вознесенский был вхож в семью Кеннеди. С Жаклин Онассис у него были особые отношения до самой ее смерти. Американские газеты писали: «Советский поэт суперзвезда», «Вознесенский очаровывает».
В нью-йоркском доме, заваленном книгами и фотографиями, Вознесенский бывал не раз. Инна Богачинская, поэтесса и переводчик, была его преданным другом и добровольным агентом.
«Он сказал: «Я просто умираю, как хочу написать новое стихотворение именно о театре Форда. А через 4 часа его левая рука уже была на бедре, а правая рука жестикулировала так, как будто он вырывал слова из своего горла». Это написали американцы», - рассказывает поэт, переводчик Инна Богачинская.
В знаменитом театре Форда в Вашингтоне Вознесенский выступал в 1985 году по просьбе Госдепартамента США. Присутствовало много важных персон и из Белого дома. Стихи о театре Форда (а место историческое - в нем застрелили президента Линкольна) были написаны экспромтом - за несколько часов до выступления. Поэт потребовал их срочно перевести и включить в программу.
«Он все делал действительно настолько на ходу. Он выбирал программу на ходу, у него в момент чтения возникали какие-то идеи, он мог там что-то срифмовать или что-нибудь придумать. Это человек, я бы сказала, компьютер XXX века у него был в голове», - отмечает Инна Богачинская.
Внезапно пришедшую рифму он записывал тут же на случайном листке. Вознесенский неизменно собирал полный зал. Его не стало в 2010-м.
Точно такой же барельеф есть в московской библиотеке, которая носит имя Вознесенского. И это символично. Несмотря на все идеологические и политические разногласия, сейчас, как и полвека назад, поэтический гений остается бесспорной ценностью по обе стороны океана.