Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
30 августа 2017, 09:19

Памяти Юрия Любимова в Музее Москвы открывается масштабная экспозиция «Любимов и время»

Юрий Любимов - человек сложной судьбы и невероятного таланта, реформатор, педагог и символ эпохи. В этом году - 100 лет со дня рождения легендарного режиссера, который прославил Театр на Таганке. Выставка разместилась на площади более двух тысяч квадратных метров. Гостей ждет настоящее путешествие в мир постановок Юрия Петровича.

Бубны, балалайки, матросы и революционерки. Гостей выставки к 100-летию Юрия Любимова встречают так, как 30 лет назад зрителей Таганки на премьере спектакля "10 дней, которые потрясли мир". Режиссер, рожденный в 1917 году, перевернул представления о театре, взбудоражил умы и тронул сердца нескольких поколений.

«Если человек очень хочет быть полезным своей стране, в которой он родился, он может добиться этого даже вопреки», - говорит куратор выставки, вдова Юрия Любимова Каталин Любимова.

В подтверждение — вся жизнь мастера — почти век. Самая противоречивая эпоха в истории страны, трагедии и надежды которой, он проживал лично, а потом переосмысливал это на сцене. Его безмолвные помощники — любимая чайная чашка и знаменитый фонарик, которым режиссер из темноты зрительного зала, словно дирижер палочкой, управлял игрой актеров — тоже представлены на выставке. Но погрузиться в мир Любимова кураторы предлагают через его спектакли.

«Человек может подойти - и у нас срабатывает целая история с частушками, с растяжками, а из спектакля «10 дней, которые потрясли мир», зритель может померить маску», - рассказывает художник Алексей Трегубов.

Маг света и тени, темпа и движения. Любимов первым окрасил ими эмоции на сцене, сделав излишними грим и пышные декорации. Вместо них — лаконичные, но емкие метафоры. Сценографию лучших спектаклей воссоздали на выставке. И в каждой комнате — своя загадка.

Телефон мастера в рабочем состоянии, стоит снять трубку - и слышишь голос самого режиссера. И даже за неприметными дверями — открытие: свет софитов и театральная сцена, чтобы каждый зритель почувствовал себя участником это увлекательного зрелища или частью эксперимента. Вязаный занавес из «Гамлета» только на первый взгляд мягкий и безобидный.

«Здесь мне важно было передать ощущение давления на зрителя, чтобы он почувствовал, как занавес толкает к могиле Ерика», - рассказывает Алексей Трегубов.

"Гамлет" Любимова вошел в мировую историю театра. Советские критики ругали Любимова: нельзя сделать датским принцем «оборванца» Высоцкого. А он сыграл его 317 раз и каждый — как в последний. А когда актера не стало, режиссер закрыл и спектакль.

«Любил он Высоцкого не только за талант, потому что он сразу понял, что он не только актер, более того, он поэт, который чувствует силу слова, но он был прекрасным человеком», - рассказывает Каталин Любимова.

Поэтому, несмотря на запрет властей, Любимов открыл двери театра в день похорон Высоцкого, чтобы люди простились с ним по-человечески, за что потом поплатился изгнанием из страны. Этой несанкционированной народной любви посвятили на выставке отдельный зал, чтобы каждый прошел этот путь через заграждения в двери театра.

«Он был человеком поиска и поступка, что главное, и в искусстве, и в жизни, это настолько уникально», - отмечает Александр Ширвиндт.

Зрителям этой выставки после встречи с гением Любимова, предлагают тоже оставить послание. По примеру тех, что заполнили стены его кабинета в театре на Таганке — от известных людей со всего мира, но прежде всего друзей. Некоторые уже оставили свои пожелания. Каталин Любимова сделала это первой - напутствие деда Юрию Петровичу, которому режиссер следовал конца жизни.

 «Ты делай свое дело, а там — будь, что будет! То есть делай свое дело честно, с полной отдачей и совестно, тогда все будет хорошо», - объясняет вдова режиссера.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей