В Государственном музее имени Пушкина открывается персональная выставка китайского художника Цай Гоцана
Вместо классической живописи и скульптуры, к которым привыкли посетители музея, художник встретил гостей настоящим фейерверком.
В Пушкинском музее собрана вся история мировой живописи. Краски, карандаш, уголь. Но впервые здесь выставляется художник, чей главный инструмент — огонь. А любимая краска — порох. И первая работа в жанре «взрывной живописи» встречает уже на входе. На зрителей будто давят строки из Интернационала: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой».
А вот так Цай Гоцян создает свои картины. Трафареты, ткань — сейчас он использовал шелк и килограммы пороха. Новое произведение рождается за несколько мгновений, и результат всегда непредсказуем. А вот подготовка идет долгие месяцы. Принцип работы китайского художника похож на русскую поговорку: семь раз отмерь — один раз взорви.
Тема выставки в Москве — октябрь 1917 года. Никаких архивных работ. Почти все, что вы увидите на этих стенах, Цай Гоцян сделал за последние пару недель. Главный экспонат — 20-метровое полотно — еще даже пахнет порохом.
«Вряд ли можно придумать более подходящее вещество для темы революции. Природа пороха такая необузданная. Это не просто символ энергии, это мощь в чистом виде. И мне нравится использовать ее не для разрушения, а для созидания», - отмечает Цай Гоцян.
После взрыва на холсте появляется эффект, напоминающий фотонегативы. Целый год художник искал и отбирал сто снимков простых людей, сделанных в нашей стране за последние сто лет. Эту работу он назвал «Река». И меньше всего она напоминает спокойное течение. Скорее — бурлящий водоворот событий.
«Вот видите, здесь больше всего пороха. Это участок Великой Отечественной войны. Поэтому здесь я создал самый сильный взрыв. И здесь самые тревожные фотографии. Ведь мне было важно показать событие через жизни обычных людей. Именно они и творят историю», - говорит художник.
Кстати, впервые художник разрешил выставить и сами трафареты, по которым он работал. Тончайший картон, почерневший от пламени - и тут же результат. Это автопортрет, сделанный в Третьяковской галерее у «Неизвестной» Крамского. Рядом переосмысление творчества Малевича. Его черные квадрат, крест и круг. Как символ переворота не в истории, но в искусстве. Ну и какая же революция без красного цвета?
«Цай экспериментирует как химик или как алхимик с порохом, создавая смеси. Это, во-первых, разный порох: и черный порох, и цветной порох. В базовый пороховой состав включается даже больше другие материалы. В частности, кукуруза, кофе», - рассказывает директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
Работа «Сад» раскрашена порохом, который используют в производстве салюта. Вот и изображен здесь фейерверк из эмоций, устремлений и мечтаний.
«Вы можете увидеть какие-то контуры космонавтов, улетающих в космос, или призывы хорошо учиться, юных пионеров на линейке», - рассказывает куратор выставки Александра Данилова.
В Москве художник загорелся новой идеей — устроить дневной фейерверк в небе над Красной площадью. За всеми этими масштабными работами легко не заметить четыре спичечных коробка. А ведь именно с них все и началось. Пейзажи родной провинции тушью нарисовал отец Цай Гоцяна. Сын, рассматривая эти рисунки, однажды решил заглянуть внутрь и впервые зажег спичку.
Своими работами Цай Гоцян перевернул все представление об искусстве и произвел свою революцию в музее изобразительных искусств. Изменил пространство здания до неузнаваемости. И заставил октябрь наступить в середине сентября, ведь выставка откроется уже завтра.