В Москве в возрасте 80 лет скончался выдающийся оперный певец Зураб Соткилава
Сегодня утром стало известно, что ушел из жизни выдающийся оперный певец – невероятно искренний, темпераментный, блистательный Зураб Соткилава. Последние годы Зураб Лаврентьевич боролся с тяжелой болезнью, после курса лечения вернулся к творчеству, но победить недуг не смог. Ему было 80 лет.
Вся его жизнь – пример целеустремленности и невероятной силы воли. В молодости игравший в составе тбилисской футбольной команды «Динамо», он и не задумывался о карьере певца, а уже в 70-е его имя знала вся страна, а затем и весь мир. Сцену Большого театра, где он был солистом, всегда считал вторым домом, а нередко говорил, что когда поет – во всем свете не найти человека счастливее.
Друзья, коллеги и поклонники еще долго будут аплодировать тому, с каким задором и любовью к жизни Зураб Соткилава исполнил арию «Влюбленного солдата», и ведь это сразу после тяжелейшей операции и бесконечных сеансов химиотерапии.
Грузинский темперамент и рыцарское благородство, высокое мастерство и небывалая искренность. О том, что ему будут рукоплескать на лучших оперных сценах мира — в «Ла Скала», Ковент-Гардене, «Гранд-Опера» — полузащитник тбилисского «Динамо» Зураб Соткилава даже не думал. В молодости грезил только футбольными триумфами.
«Мне дали венгерские бутсы, потрясающие, с таким хлястиком. Я за ними следил, я масло сам не ел, маслом смазывал. Я прихожу домой и смотрю, мои бутсы пополам топором разрезаны. Мои первые слезы и незабываемые слезы», - вспоминал Зураб Соткилава.
Родители старались отвлечь сына от футбола, но крест на спортивной карьере, поставила тяжелая травма. Но как часто признавался Зураб Лаврентьевич, именно футбол научил быть сильным и не сдаваться.
«Я благодарен футболу за то, что, во-первых, был спортивный режим. Я знал, как готовиться к матчу, и также я начал готовиться не только к спектаклям, но просто к урокам, к педагогу. Я гулял, я ходил, питался как надо и приходил свежий, чтобы заниматься. Я готовился к каждому уроку», - рассказывал Зураб Соткилава.
В Тбилисскую консерваторию юношу с сильным красивым голосом приняли сразу, хотя он даже нот-то не знал. С отличием два года учился на баритона, но наслушавшись великого Карузо, понял, что хочет петь только тенором.
Свою визитную карточку – партию Отелло в одноименной опере Верди он впервые исполнит в Большом в 1978 году. Неопытного тогда молодого певца под крыло взял режиссер Борис Покровский. Он заставлял его каждую репетицию петь со связанными руками, чтобы избавить от привычки размахивать ими на сцене.
«Вот я вам говорю честно, вы знаете, я, как Зураб Соткилава, мне сказали – задуши кого-то, но я не могу душить и смотреть в глаза. Придумайте мне что-нибудь, честное слово, не могу сделать», - вспоминал Зураб Соткилава.
Для него тогда соорудили высокую лестницу, по которой он взбирался вверх, не видя и не слыша Дездемону. Через два года уже на сцене Болонского оперного театра итальянские критики будут в один голос повторять: лучший ревнивец Отелло в истории — грузин Соткилава.
Но самого Зураба Лаврентьевича редко интересовало, что о нем говорят. Захотел и спел арию трагического героя или отчаянного ловеласа, а позже и вовсе самого русского из всех персонажей русской оперы — Гришку Отрепьева из «Бориса Годунова».
Шутник, прекрасный рассказчик и любитель застолий, но только с самыми близкими: супруга Элисо – «его подарок судьбы», не случайно родились с ней в один день; две дочери, любимые внуки и ученики, которые сегодня поют на лучших мировых сценах.
Мудрый, строгий и бесконечно добрый. Он признавался, что часто видел во сне, как забивает очередной гол, а еще видел родной Сухум: дом, где вырос, и могилы родителей, навестить которые, увы, так и не смог.