Около четырех тысяч участников собрал в Сочи Российский инвестиционный форум
Развитие российских регионов — в центре внимания масштабного инвестиционного форума, который 15 февраля открылся в Сочи. Тем для обсуждения множество. Это и перспективные проекты в разных сферах, и взаимодействие регионов в решении общих вопросов.
Девиз сочинского форума: «Инвестиции в регионы — инвестиции в будущее». И то, что регионы действительно заботятся о своем будущем, хорошо заметно на выставке инвестиционных проектов. Яркие стенды, макеты, информационные панели — за каждым из них реальные заводы, дороги, туристические зоны. Десятки проектов — товар, который предлагают купцам, то есть инвесторам. И надо сказать, что на этой масштабной ярмарке, торговля идет весьма бойко. Около четырех тысяч участников, среди которых крупные компании, оперирующие десятками и сотнями миллиардов рублей.
«В этом году, на мой взгляд, и активность выше, и настрой лучше. Я думаю, это связано с действительно улучшением нашей экономики, все-таки наша экономика сейчас вышла на устойчивый экономический рост, мы видим существенное, я повторяю, улучшение в целом ряде отраслей, поэтому, мне кажется, сегодня, я бы сказал, больше энтузиазма в инвестировании, и в развитии своего бизнеса здесь. Поэтому настроение хорошее», — рассказал президент-председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин.
Каркас, без которого невозможно развитие любых инвестиционных проектов, небольших или самых амбициозных, — инфраструктура. Дороги, газопроводы, электросети — то, без чего невозможно представить успешную экономику. На эти цели в ближайшие три года из государственного бюджета планируется направить до 500 миллиардов рублей. Сумма огромная, но требуется в разы больше. Минимум два с половиной триллиона.
Недостающие средства готовы выделить крупные банки и под сравнительно небольшой процент. Но им нужны гарантии. Одной из таких гарантий может стать так называемая инфраструктурная ипотека. По аналогии с жилищной ипотекой кредиты предоставляются под залог самой инфраструктуры. Инструмент, который в правительстве планируют запустить в ближайшее время.
«Еще один инструмент, который мы готовимся запустить, программа инфраструктурной ипотеки. По этому поводу существуют довольно горячие споры, в том числе внутри правительства, но тем не менее очевидно, что такая программа позволит государству инвестировать в инфраструктуру в рассрочку за счет заемных средств. В результате при том же уровне вложений мы сможем начать строительство большего числа объектов. Есть, конечно, в этом и определенные риски, которые нужно считать», — сообщил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.
Пример того, насколько могут быть выгодны такие проекты — Западный скоростной диаметр в Петербурге. Магистраль, построенная на условиях концессии, позволила увеличить поток транспорта, в том числе и грузового, разгрузила городские улицы и окупается даже быстрее, чем могли себе представить экономисты.
Но не только банки могут быть источником денег для инфраструктурных проектов. Выгодные вложения для своих накоплений ищут и обычные российские граждане. Только в минувшем году под гарантированный государством процент они вложили в облигации федерального займа около 30 миллиардов рублей, и это лишь начало.
«Мы видим, что наши люди доверяют ценным бумагам этим — и в силу их надежности, и доходности разумной, ну и собственными средствами участвуют в развитии страны. Поэтому я поручаю Минфину проработать вопрос об увеличении объема эмиссии в 2018 году по таким бумагам до 100 миллиардов рублей. Считаю правильным распространить эту практику и на региональный уровень, чтобы субъекты Федерации были заинтересованы в выпуске своих ценных бумаг, также для физических лиц, тем более что такой опыт есть уже у 10 регионов и даже у одного муниципалитета», — сказал Дмитрий Медведев.
Безусловно, такие вложения в инфраструктуру требуют особого подхода. Чрезмерные риски тут неуместны и от региональных властей, в том числе зависит доверие инвесторов.
«Сегодня мы подписали на общую сумму 30 миллиардов с несколькими компаниями. Это уже в 2018, 2019, 2020 годах появится новое производство, порядка четырех тысяч рабочих мест. Это серьезная сумма — 30 миллиардов долларов. Завтра у нас еще целый день работы, завтра у нас еще подписание», — сообщил губернатор Тульской области Алексей Дюмин.
Главы российских регионов, эффективность работы которых в последнее время стали оценивать не по их докладам, а по вполне объективным критериям, в том числе и по тому, насколько экономически привлекательна та или иная территория, в последние годы активно конкурируют друг с другом.
Но порой вместо здоровой конкуренции получается перетягивание одеяла на себя. Вот и появляются в соседних областях похожие предприятия с одинаковыми товарами. В качестве примера на форуме рассказали о повсеместном строительстве бетонных заводов. На это обратил внимание министр экономического развития, который для объяснения сути проблемы воспользовался аллегорией, которая прозвучала на одной из его встреч с американскими коллегами.
«Мне американец сказал следующую вещь. Говорит: «Знаешь, в чем у нас разница большая? В России один человек бутылку водки открывает и он же разливает. А в Америке один открывает, второй разливает, но каждый из них делает это лучше всех в мире. Не нужно стараться иметь все у себя. Нужно специализироваться на том, что ты делаешь лучше всего и только в партнерстве, в сотрудничестве, в том числе между регионами, эффект общий будет гораздо лучше. Не надо пытаться перетягивать друг у друга, а лучше совместно реализовывать», — отметил министр экономического развития РФ Максим Орешкин.
Пример того как, конкурируя, можно в то же время успешно сотрудничать, на одной из площадок форума продемонстрировали главы Москвы и Московской области. Столица и прилегающая агломерация, несмотря на формальные границы, неразрывно связаны друг с другом и зачастую вынуждены решать похожие проблемы. Одна из самых острых — огромные объемы мусора. И Сергей Собянин, и Андрей Воробьев договорились о том, как совместно заниматься его вывозом и переработкой.
«Очень важно стратегически определиться — мы вместе или каждый по отдельности? Мы сегодня определились — мы вместе решаем самые насущные проблемы, которые волнуют людей. Потом по каждому направлению мы будем еще и еще раз собираться, принимать конкретные решения», — сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.
«Все самое насущное содержится в этом плане, в этой стратегии сотрудничества. Вопросы чистой воды, чистых рек, вопросы утилизации мусора, развития общественного транспорта — все это весьма и весьма актуально», — рассказал губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Это только одно из многих соглашений, которые были подписаны уже в первый день форума. Объем контрактов уже превысил 180 миллиардов рублей.