«Летающие радары» вышли на масштабные учения
Учения проходят сразу в нескольких российских регионах. Помимо радиолокационных комплексов задействованы истребители, бомбардировщики.
Самолет дальнего обнаружения взлетает с аэродрома в Иванове — это часть масштабных учений ВКС, в ходе которых экипажи этих летающих радиолокационных комплексов отрабатывают навыки взаимодействия с истребительной авиацией.
Через считанные минуты после взлета самолет уже где-то над Нижегородской областью. А-50У готов обнаруживать цели условного противника.
Для военного летчика Романа Ляха сегодняшнее задание как экзамен. Он уже более 15 лет в авиации, но на должность командира экипажа назначен недавно. К тому же условия учений на этот раз максимально приближены к боевым.
«Выходим в зону дежурства в воздухе, выполняем работу с тактической авиацией, в частности с истребителями», — говорит командир экипажа А-50У Роман Лях.
А-50 — уникальная разработка еще советских военных инженеров. Самолет на базе Ил-76 с помощью мощных локаторов пеленгует цели на огромном расстоянии. У него две кабины: кроме той, где сидят летчики, еще и помещение с радиолокационным оборудованием. Модернизированные А-50У недавно получили новейшую электронную начинку и теперь это, по сути, командный пункт в воздухе, который может координировать работу сразу нескольких авиационных звеньев.
С помощью этого «летающего радара», как его называют сами военные, можно контролировать пространство на 600 километров вокруг. При этом после модернизации А-50У может одновременно вести до 300 целей на земле и в воздухе.
По условиям учений самолет-разведчик должен обнаружить авиацию условного противника — в этой роли звено истребителей и бомбардировщиков, самолеты взлетают с авиабазы в Липецке. Их задача — преодолеть систему ПВО и нанести массированный авиаудар по военному аэродрому в одной из соседних областей.
На обнаружение вражеского звена уходит около 30 секунд — по точным координатам, который передает А-50У, на перехват поднимаются истребители. С выключенными локаторами, по сути, невидимые для условного противника, они приближаются на расстояние поражения и проводят так называемые электронные пуски ракет. Бортовые средства объективного контроля фиксируют уничтожение целей
«Если бы была реальная боевая ситуация, были бы подняты истребители дежурного звена и на рубежах цели были бы уничтожены. Время подъема дежурного звена — порядка 10 минут, то есть через 10 минут перехватчики будет в воздухе и готовы к перехвату», – говорит начальник боевого расчета самолета А-50У Владимир Пучков.
Этот задание — только часть летно-тактических маневров. Впереди — отработка взаимодействия с самолетами транспортной авиации — «летающие локаторы» будут обеспечивать безопасность в месте массового десантирования подразделений ВДВ. Сегодняшнюю задачу экипаж и боевой расчет А-50 у выполнили на отлично. Не в последнюю очередь благодаря обновленной технике, говорят сами летчики.
«Комплекс создан на основе современных технологий, что позволяет в разы улучшить характеристики данного самолета, решать задачи более эффективно, качественно и в более короткие сроки», — сказал командир воздушной эскадрильи А-50 Валентин Ковалев.
В ближайшее время в ивановское подразделение поступят еще несколько модернизированных А-50, а в перспективе войска получат новейшую разработку российских авиаконструкторов и инженеров — самолет А-100. Возможности этого летающего радиолокационного комплекса, по словам разработчиков, не имеют аналогов.