Российские врачи начали использовать уникальную разработку для лечения онкологических заболеваний
Так называемую «клеточную терапию» уже применяют в центре имени Дмитрия Рогачева. Пациентов пока немного, но с уверенностью можно сказать: положительная динамика у них есть.
София стала одной из первых пациенток в России, которая опробовала новый метод лечения онкологического заболевания. Четыре года назад у нее обнаружили рак крови — острый лимфобластный лейкоз.
Она уже перенесла несколько курсов химиотерапии, потом трансплантацию костного мозга. Все это помогало, но ненадолго, болезнь возвращалась трижды. И тогда было решено применить революционный метод лечения — клеточную терапию.
«Уже через несколько дней у нее прекратились боли, мы смогли отменить обезболивание, а еще через месяц мы увидели на КТ по данным компьютерной томографии сокращение опухоли», — рассказывает руководитель отдела трансплантации костного мозга Центра им. Д. Рогачева Михаил Масчан.
Защищать организм теперь будут клетки собственной иммунной системы пациента — генетически измененные лимфоциты. Это такое сверхточное противораковое оружие, которое воздействует не просто на опухоль, а на каждую ее клетку в отдельности.
Суть технологии заключается в том, что в клетки пациента ученые вводят специальную генно-инженерную конструкцию — рецептор. Можно представить что, клетка — это ракета, искусственный рецептор — это система наведения, а цель — рак.
Десятилетиями ученые пытались разработать защиту от рака. И за последние пять лет в этой области был совершен прорыв, в том числе благодаря команде специалистов под руководством Мишеля Саделайна, возможно, будущего нобелевского лауреата. Сегодня он и его коллеги в Москве делятся опытом применения собственной разработки.
«Вы не увидите столь положительных результатов ни при одном виде лечения рака крови. В нашей клинике 85% пациентов, получивших терапию, почувствовали себя лучше, а многие даже излечились. Это то, что мы несколько лет назад назвали «живое лекарство», вот почему это новая медицина», — отмечает директор Центра клеточной инженерии (США) Мишель Саделайн.
Онкологам давно известно: иммунная система человека способна бороться с тяжелым недугом. Но раковые клетки научились ловко обходить защитные механизмы. Поэтому наши охранники — лимфоциты, словно не замечают опасности. Но лекарство нового поколения теперь может контролировать поведение раковых клеток.
«Мы видим эффективность этой клеточной терапии, и мы очень рассчитываем, что это первый шаг к тому, чтобы это лечение стало доступным в России тем, кто в нем нуждается», — отмечает доктор медицинских наук Михаил Масчан.
Производство такого оружия не засекречено. Все происходит в стрерильной лаборатории. Для каждого больного здесь готовят индивидуальный препарат. Но в будущем, уверены специалисты, появится и универсальное лекарство.
Тысячи людей по всему миру с лейкозом и лимфомой уже прошли курсы такой терапии. Положительный результат отмечают более чем в 50% случаев, это очень хороший показатель. В России в Центре им. Димы Рогачева такую технологию применяют впервые.
«Из пяти детей, которым провели ранее, четверо находятся в полной ремиссии, то есть для нас это вообще профессиональное счастье. Вообще мы планируем за этот год где-то около 15 человек взять, это не только дети из этого центра, привозят детей из других регионов, из других клиник, тем, кому не могут помочь», — рассказывает медицинский директор ННПЦ им. Дмитрия Рогачева Галина Новичкова.
Как и любое лекарство, такое лечение подходит не всем, его назначают по строгим показаниям. Но большинство онкологов уверены, что новая технология сама по себе или в комбинации с другими видами терапии в будущем станет надежным способом борьбы с различными видами рака.