Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
8 сентября 2018, 18:15

В Третьяковке открылась выставка Ильи и Эмилии Кабаковых

Масштабная и своего рода уникальная ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых открылась в Третьяковской галерее в Москве. «В будущее возьмут не всех» — это около ста работ из музеев и частных коллекций. Впервые в таком объеме вместе собраны программные картины, рисунки, объекты и инсталляции художников.

Сковородки, кастрюли, терки, вопреки законам гравитации, замерли в воздухе. Кажется, мгновение — и все это с грохотом рухнет вниз, скандал начнется в коммунальной квартире. Но мгновение — и ни единого звука. А взгляд заметит лишь теперь: пейзажи на стенах как авторская ремарка — смотрите вглубь вещей. Причем не только буквально.

«Это некая история. Она, конечно, не о быте — она о мире человека, о его внутреннем состоянии», — сказала куратор выставки Ирина Горлова.

Сомнения, вопросы глубоко личные. У каждого — свои. Можно вечно искать ответы, а можно, как хозяин этой комнаты, стать неисправимым романтиком. И пусть рядом с его кроватью на самом деле не было катапульты и в открытый космос сквозь потолок он не летал, главное — уметь мечтать.

«Здесь очень многое рассчитано на самого зрителя. На то, какие мысли, ассоциации, аллюзии возникнут у него. И на самом деле в этом сила искусства Кабакова», — сказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Илья Кабаков — важнейший из русских концептуалистов, создатель нового жанра — тотальной инсталляции. Когда на впечатление работает все: предметы, свет, звуки, тексты. Они окружают, давая возможность оценить художественное произведение изнутри.

Темно-красные стены, диваны в центре — словом, классическое музейное пространство. Можно удобно разместиться и созерцать. Но вместо картин здесь лишь яркие пятна света, и так по всему периметру. Взгляд невольно ищет, за что зацепиться. И вот объявление, написано от руки: «Полотна скоро приедут». На самом деле оно тоже часть инсталляции. Читать его зрителю следует как приглашение стать соавтором — дать волю воображению и мысленно самому заполнить пустой зал.

Выпускник Суриковского института, до эмиграции в Америку в конце 80-х Кабаков был и официальным, и андеграундным художником одновременно. Зарабатывал, выполняя заказы госиздательств, — иллюстрировал детские журналы и книги. А в своей мастерской собирал инсталляции, которые после просто прятались в шкаф. Уже потом модные галереи Нью-Йорка оценят их в баснословные для советского художника суммы.

«Здесь очень важно понять, что Илья Кабаков не про советский быт. В том, наверное, и состоит секрет его международной признанности, что через эти реалии советского быта, через бумажки, мусор, документы, записочки, он воссоздает ситуацию, которую считывает любой человек в любой части земного шара», — говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Сломанные прищепки, обертки, изношенная одежда — все это будто хотели выбросить, но стали рассматривать. И вещи из прошлого, как воспоминания, разложенные по полочкам, аккуратно разместились в комнате. А в будущее тем временем увозит пассажиров последний поезд. На темном перроне разбросаны холсты. Что делать тем, кто опоздал?

Инсталляцию «В будущее возьмут не всех» Илья Кабаков создавал в соавторстве с женой Эмилией. Вместе они работают больше 30 лет.

«Кого в будущее возьмут, кого не возьмут — это проблема художника, который боится, что его работы не попадут. Это, наверное, проблема каждого человека — что будет со мной, вообще со всем, что я сделал за всю свою жизнь», — говорит Эмилия Кабакова.

Помимо инсталляций, еще живопись, графика — всего более ста произведений из разных музеев мира и частных коллекций. Выставка с грандиозным успехом прошла сначала в Лондоне, затем переехала в наш Эрмитаж. И теперь на несколько месяцев в Москве.

Читайте также: