В Третьяковке открылась выставка Ильи и Эмилии Кабаковых
Масштабная и своего рода уникальная ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых открылась в Третьяковской галерее в Москве. «В будущее возьмут не всех» — это около ста работ из музеев и частных коллекций. Впервые в таком объеме вместе собраны программные картины, рисунки, объекты и инсталляции художников.
Сковородки, кастрюли, терки, вопреки законам гравитации, замерли в воздухе. Кажется, мгновение — и все это с грохотом рухнет вниз, скандал начнется в коммунальной квартире. Но мгновение — и ни единого звука. А взгляд заметит лишь теперь: пейзажи на стенах как авторская ремарка — смотрите вглубь вещей. Причем не только буквально.
«Это некая история. Она, конечно, не о быте — она о мире человека, о его внутреннем состоянии», — сказала куратор выставки Ирина Горлова.
Сомнения, вопросы глубоко личные. У каждого — свои. Можно вечно искать ответы, а можно, как хозяин этой комнаты, стать неисправимым романтиком. И пусть рядом с его кроватью на самом деле не было катапульты и в открытый космос сквозь потолок он не летал, главное — уметь мечтать.
«Здесь очень многое рассчитано на самого зрителя. На то, какие мысли, ассоциации, аллюзии возникнут у него. И на самом деле в этом сила искусства Кабакова», — сказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Илья Кабаков — важнейший из русских концептуалистов, создатель нового жанра — тотальной инсталляции. Когда на впечатление работает все: предметы, свет, звуки, тексты. Они окружают, давая возможность оценить художественное произведение изнутри.
Темно-красные стены, диваны в центре — словом, классическое музейное пространство. Можно удобно разместиться и созерцать. Но вместо картин здесь лишь яркие пятна света, и так по всему периметру. Взгляд невольно ищет, за что зацепиться. И вот объявление, написано от руки: «Полотна скоро приедут». На самом деле оно тоже часть инсталляции. Читать его зрителю следует как приглашение стать соавтором — дать волю воображению и мысленно самому заполнить пустой зал.
Выпускник Суриковского института, до эмиграции в Америку в конце 80-х Кабаков был и официальным, и андеграундным художником одновременно. Зарабатывал, выполняя заказы госиздательств, — иллюстрировал детские журналы и книги. А в своей мастерской собирал инсталляции, которые после просто прятались в шкаф. Уже потом модные галереи Нью-Йорка оценят их в баснословные для советского художника суммы.
«Здесь очень важно понять, что Илья Кабаков не про советский быт. В том, наверное, и состоит секрет его международной признанности, что через эти реалии советского быта, через бумажки, мусор, документы, записочки, он воссоздает ситуацию, которую считывает любой человек в любой части земного шара», — говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Сломанные прищепки, обертки, изношенная одежда — все это будто хотели выбросить, но стали рассматривать. И вещи из прошлого, как воспоминания, разложенные по полочкам, аккуратно разместились в комнате. А в будущее тем временем увозит пассажиров последний поезд. На темном перроне разбросаны холсты. Что делать тем, кто опоздал?
Инсталляцию «В будущее возьмут не всех» Илья Кабаков создавал в соавторстве с женой Эмилией. Вместе они работают больше 30 лет.
«Кого в будущее возьмут, кого не возьмут — это проблема художника, который боится, что его работы не попадут. Это, наверное, проблема каждого человека — что будет со мной, вообще со всем, что я сделал за всю свою жизнь», — говорит Эмилия Кабакова.
Помимо инсталляций, еще живопись, графика — всего более ста произведений из разных музеев мира и частных коллекций. Выставка с грандиозным успехом прошла сначала в Лондоне, затем переехала в наш Эрмитаж. И теперь на несколько месяцев в Москве.