Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
24 сентября 2018, 21:18

В Пушкинском музее открылась выставка «Парижские вечера»

Поразительный результат, который дала встреча русского и французского искусства и яркие судьбы тех, кто это искусство создавал. Открытие завтра, но кое-что можно увидеть прямо сейчас.

Район Монпарнасс. Бульвар Распай. Дом 229 — апартаменты на верхнем этаже. Здесь нет мемориальной таблички, или музея, дом по-прежнему просто жилой. Сложно представить, что именно здесь все и начиналось.

Салон польской баронессы Елены фон Эттинген и ее двоюродного брата, художника Сергея Ястребцова, известного под псевдонимом Серж Фера. В салоне встречались, спорили, творили, находили поддержку художники, поэты и писатели Модильяни, Матисс, Аполлинер, Кокто, Ларионов, Архипов. Чаще других бывал Пикассо, которому баронесса давала уроки русского языка.

«Пикассо был человеком увлекающимся, ему понравилась кириллица и русские слова, я стал включать в свои произведения буквы кириллицы», — рассказывает куратор выставки Алексей Петухов.

«Строго и сурово Пикассо вторгается в мир», — так писал Гийом Апполинер о его манере живописи в журнале «Парижские вечера», который издавала баронесса. Так назвали и выставку в Пушкинском музее в Москве. Помимо обмена новыми идеями и веяниями в искусстве, салон — это еще и место встречи авторов произведений и авторов статей о них на страницах журнала, который читали во всем мире, в том числе и в России.

«Наш московский меценат Сергей Иванович Щукин явно обращался к этому журналу, поскольку стоит раскрыть его, и можно перелистав страницы, особенно номера с Матиссом, узнать очень много вещей, которые после публикации становились частью коллекции Щукина», — рассказывает Алексей Петухов.

После парижских вечеров молодые художники полны новых идей. Серж Фера пробует кубизм, Фернан Леже буквально из салона уходит на фронт Первой мировой, а возвращаясь, создает из серии зарисовок полотно в духе преклонения перед техникой. В салоне не раз открывали новые имена в искусстве, среди них и Анри Руссо, тончайший колорист, создатель мистического пространства, где парижане застыли, как на иконах, а каштаны превратились в джунгли. До встречи с баронессой свои работы художник раздаривал как открытки. Сегодня они украшают коллекции ведущих музеев мира.

«Они собственно были первыми, кто стал его покупать как художника, кто открыл его как художника. В их квартире висело девять произведений Руссо. Это больше, чем у Щукина. И лучших! К сожалению, с ними они потом расстались. Деньги закончились, а хотелось жить и быть частью искусства», — рассказывает директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Марина Лошак.

Баронесса задумывала свой салон как место встречи, где выходцы из России не чувствовали бы себя во Франции оторванными от жизни. И встречи эти были шумными. Невольный свидетель — тогда еще ребенок, сын галериста Пьера Лобба.

«Вот на фото очередной шумный банкет. Как всегда, атмосфера непринужденная. А вот и мой отец. Он часто участвовал, но, прошу учесть, до того как женился. Собирался весь Париж — поэты, художники, коллекционеры. Народу было столько, что и на полу сидели. Открывали шампанское, поднимали их в окружение красивых дам. Неповторимая эпоха», — рассказывает Альбер Лобб, сын галериста Пьерра Лобба.

Жизнь самой баронессы фон Эттингем полна загадок. К примеру, остается тайной исчезновение ее портрета кисти Модильяни. Сохранилась только фотография. Между тем доподлинно известно, Модильяни писал два портрета: баронессы и ее возлюбленного, финского художника Леопольда Сюрважа.

Она была музой, меценатом, а позже и сама художницей и поэтессой. Ее манера и в живописи и в поэзии — сложная и многослойная. Творила под разными псевдонимами, чтобы в очередной раз заинтриговать публику и сбить с толку критиков.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей