Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
11 сентября 2019, 09:18

На Новой сцене Большого театра китайские артисты представили «Весну Священную» Стравинского

Икона восточного танца Ян Липин, талантливый самородок без хореографического образования, на фестивале Dance Inversion представила свое видение вечной истории о пробуждении природы от зимнего сна.

Такой русскую классику в России еще не видели. Балет «Весна священная». Китайская трактовка. Партитура Игоря Стравинского соединяется с тибетскими мотивами в обработке композитора Хэ Сюнтхень. Сюжет — картины жизни языческой Руси здесь сквозь призму восточной философии.

На сцене повсюду — китайские иероглифы, символизирующие тибетские мантры. Все спокойно, пока они разложены в определенном порядке. Но стоит их перемешать — и наступает хаос.

Классикой «Весна священная» стала не сразу. С момента премьеры в 1913 году балет как только не принимали (от бунта с требованием запретить — до оваций) и как только не интерпретировали. В основе первой постановки — древний ритуал: танец девушки до смертельного изнеможения, чтобы пробудить весну.

Брюссель, 1959 год. Трактовка Мориса Бежара. Балет о пламени первобытных человеческих страстей. Спектакль-откровение, в финале которого смерти нет.

2014-й. Хореограф Саша Вальц со сцены Маринки показывает: это вообще не про природное начало — про отношения одиночки с большинством, где только бы выжить.

Премьера в Большом о том, что жизнь и смерть — одно целое. И все: от пластики до грима подчинено главному: возрождение неизбежно.

«Когда глаза открыты, мы не видим вторых глаз. Но когда они закрываются, нам открываются вторые. Это такая восточная философия: даже когда у тебя глаза закрыты, ты жив. Ты умираешь, но продолжаешь быть», — рассказывает китайская танцовщица.

«Проект из Китая — это абсолютный перекресток культур: Игорь Стравинский, русская музыка, тибетский молебен и маленькая южнокитайская национальность. Видение мира преломлено в, кажется, эклектичном, но совершенно поэтичном спектакле хореографа Ян Липин», — рассказывает художественный руководитель и продюсер фестиваля Ирина Черномурова.

Ян Липин — легенда китайского балета. В свои 60 она удивляет пластикой и красотой сама. Удивляют и ее постановки. Одна только игра света и тени чего стоит.

«Это место, где обитают святые. Небеса. Кульминация спектакля. Это так выглядит — рождение, жизнь, смерть, нирвана и все по новой. Так героиня возрождается и появляется снова на земле», — рассказывает хореограф балета «Весна священная» Ян Липин.

Но это уже другая жизнь, жизнь свободная от жестокости.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей