Поздравления с днем рождения принимает по-настоящему народный режиссер Владимир Меньшов
Ему 80 лет! «Любовь и голуби», «Розыгрыш», «Ширли-мырли» и, конечно, легендарная оскароносная «Москва слезам не верит». Кажется, Меньшов всегда знал, как очаровать зрителя своей особенной магией кино, рассмешить и заставить задуматься о главном.
Он родился в Баку, но его детство – это Архангельск. И где бы потом ни был, дух русского севера, закрытый, скупой на слова, в нем. Как и эти прозрачные, будто хрустальные, белые ночи.
«Это не питерские белые ночи, это ночь, когда солнце не успевает до конца зайти и снова начинает всходить», – говорит Владимир Меньшов. режиссер и народный артист России.
Когда встал вопрос, где снимать деревенскую историю «Любовь и голуби», он совсем не колебался: «Любовь моя на севере, к северным людям, поэтому я снимал в Карелии с обожанием к этим людям, к этим краям».
Эти простые диалоги уже давно стали любимыми. И даже сняты фильмы о фильме. А ведь с самого начала Меньшов искал другую тему: «Я хотел все время снимать фильмы социально значимые о каких-то проблемах, волнующих общество. А тут мне попалась пьеса Гуркина "Любовь и голуби", над которой я хохотал и плакал. И я сказал себе: чего я ищу?».
Его фильмография как музей редких вещей. Всего восемь картин. Каждый фильм — поступок. Каждый фильм — война, объясняет он. Война, которая требует всех сил. А так и не скажешь. Взять хотя бы легкую разноцветную историю про школьный ансамбль. С нее все и началось. Юные актеры мгновенно стали звездами. Пластинки с песнями разошлись огромными тиражами. Режиссерский дебют — и сразу большой успех! Хотя, конечно, самая главная удача в его жизни — то, что он обрел, как говорит, свою Веру. Веру с большой буквы. И тут в кино как в жизни, или в жизни как в кино — они сходились и расставались. А потом снова сходились…
«Они пошли меня провожать в школу. Факт в том, что папа был в бабушкином свитере. Они оба пытались уверять, что это не так. Предполагаю, что ночевал у нас, с утра было холодно, мама сказала: "Надень"», – вспоминает Юлия Меньшова.
Кстати, Вере Алентовой сценарий не понравился. История советской золушки, у которой вместо феи крестной родной коллектив, а вместо хрустальной туфельки — заводской станок, многим показалась неубедительной. Тем более, что в моде было другое кино: Тарковский в зените славы. И тогда Меньшов решает фактически написать сценарий заново: «Я сильно переписал Гошу, совсем новый персонаж, которого не было, то, что играет Саша Фатюшин-хоккеист».
И это уже не просто хороший советский фильм. Это часть нашего общего культурного ДНК. А Москва теперь навсегда город разочарований и надежд, в котором пусть и не сразу, но все устроилось.
Этот триумф Меньшова видел весь мир. Но как же больно, что не увидели родители. Папа, офицер НКВД, не понял его стремления к актерству. А мама тайком посылала деньги, когда он провалился на вступительных. Отец успел посмотреть ленту «Человек на своем месте» с сыном в главной роли.
«Это была единственная картина, которую он увидел. Дальше я его потерял. Хотел бы, и чтобы он и особенно, чтобы мама посмотрела, она не дождалась ничего. Это жаль», – делится Владимир Меньшов.
А ведь у него сотни актерских киноработ, что важно – разных. Будь то главная роль или просто эпизод. Он по-прежнему снимается и пишет сценарии. И вот набрал новый курс во ВГИКе, у ребят впереди пять лет с мастером. Так что все только начинается.
И специально к 80-летию Владимира Меньшова, суббота, 21 сентября, на Первом канале будет полностью посвящена прославленному режиссеру. В эфире любимые художественные фильмы, документальные картины, программа «Сегодня вечером» и не только.