Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
28 сентября 2019, 21:00

Скончался художественный руководитель театра «Ленком», легендарный режиссер Марк Захаров

Сегодня его не стало. Это утрата, которую переживают как личную. Марк Захаров ставил спектакли и снимал фильмы, удивительно созвучные тому, что в душе считает важным каждый из нас. 

Есть выражение «культурный код» – сумма того, что всем понятно без слов. Все, что сделал Захаров, вплетено в этот код навсегда. Это с нами с детства. Это всегда новая глубина и новые краски в, казалось бы, устоявшейся картине мира. Это – обыкновенное чудо.

В кабинете Марка Захарова пронзительная тишина, пускай, и его любимые часы с маятником по-прежнему идут. Но кажется, остановилось само время, оборвалось что-то очень важное. А ведь так недавно, накануне своего дня рождения Марк Анатольевич приехал в театр и бодро зашел сюда. И это интервью стало одним из последних. Рассказывал, как по-прежнему получает удовольствие от репетиций в театре: «Наверное, даже больше, чем раньше. Потому что годы идут. Я представляю, как будут люди смотреть. Вот, главное, чтобы не было скучно! Необязательно развлекать во имя развлечения как такового. А развлекая, внедрять какие-то светлые, радостные и очень важно – неожиданные мысли».

Репетиции Марка Захарова были отдельным представлением. Как и 46 лет назад, придя в «Ленком», он был способен своей энергией заставить работать сложнейший механизм спектакля.

В 84 Захаров умудрился поставить по Шекспиру один из самых актуальных спектаклей Москвы. Заставил актеров петь рэп и сохранил фирменную остроту «Ленкома»: «Это самое приятное и интересное в театре, когда энергия, идущая со сцены, соединяется с энергией зрительного зала. Происходит то чудо, которое, вероятно, приведет к тому, что театр будет бессмертен».

Все, что делал Захаров, всегда было пронизано болью. За все наши комплексы, химеры и глупости. Он неохотно говорил, как его за это били и пытались сломать судьбу. А он создавал шедевры и продлевал творческую жизнь Татьяне Пельтцер и Евгению Леонову, безошибочно угадывал будущих кумиров: в актере из Саратова Олеге Янковском и студенте Александре Абдулове: «Я понимал, что это очень обаятельный человек, очень заразительный. Это какое-то такое качество, которое пощупать трудно, но оно существует. Потому что один человек, выйдя на сцену, держит внимание зрительного зала, другому это не очень удается».

Успех его «Юноны и Авось» был ошеломительным, зрители рисовали билеты, чтобы попасть в зал. И каким-то чудом его не запретила цензура.

«На гастролях в Питере вдруг в финальной “аллилуйе” выскочили ребята лет по 14-15, сорвали с себя куртки и стали над головой размахивать. Мы поняли, что контакт со зрительным залом и та радость, которую мы можем передать, она, в общем, представляет собой серьезную ценность», – вспоминал Марк Захаров.

Жесткой рукой Захаров решил: даже после всего случившегося с Николаем Караченцовым спектакль обязан жить. И после полутора с лишним тысяч показов в зале все равно не бывает свободных мест.

«Я вам даже скажу честно, что сейчас тот состав, который играет актерский, он лучше первого. В театральных училищах стали активнее заниматься движением. То есть люди приходят, они пластически подготовлены», – говорил Марк Захаров.

В 85 Захаров по-прежнему торопился в театр, едва успевал отвечать на сообщения в смартфоне и хотел поставить новый, уже 46-й свой спектакль. Мечтал, что это будет самый пронзительный взгляд на окружающую нас реальность: «Я стараюсь придумать спектакль, который будет интересен, поучителен и расскажет что-то новое, какую-то новую правду».

До последнего удара сердца он надеялся начать репетиции, и что его лестница в небо еще подарит ему не одну ступеньку. Но обыкновенного чуда не случилось.

Им всем сегодня больно, но ленкомовцы решили не отменять спектакли — ни на родной сцене, ни на гастролях в Санкт-Петербурге, где сейчас половина труппы. Их любимый и обожаемый Марк Анатольевич этого бы не понял, ведь он и растратил всего себя, чтобы театр жил и дышал ради зрителей, несмотря ни на что: «Я понимаю, что все на свете имеет конец. И даже солнце взорвется когда-нибудь, и с Землей не все благополучно с экологическими, демографическими и другими проблемами. Но аншлаги в "Ленкоме" хочется сохранить на некоторое время».


памяти Марка Захарова

Читайте также: