Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
10 октября 2019, 12:14

Московский театр сатиры отмечает 95-летний юбилей спектаклем «Хотим сыграть Мольера»

Легендарный Театр Сатиры, один из самых известных и любимых несколькими поколениями зрителей, отмечает круглую дату. 95 лет назад он впервые распахнул свои двери для всех, кто ценит тонкий юмор и может посмеяться над собой и окружающей действительностью. За это время было поставлено несколько сотен спектаклей. Многие вошли в золотой фонд российского театра.

Театр Сатиры выпустил собственную валюту — билеты на Миронова, писали советские газеты. Достать их было непросто. И даже с ними люди едва ли не висели на люстрах — с такими аншлагами проходили спектакли.

Так получилось, что в театре вообще не было ни одного малоизвестного актера: Ширвиндт, Папанов, Державин, Васильева, Аросьева. Худрук Валентин Плучек, как он сам отмечал, коллекционировал звезд, которые говорили со зрителем на новом театральном языке — остром и ярком. «Женитьба Фигаро» от сатировцев гремела на всю страну 18 лет, раскрасив, как писали критики, серую бетонную советскую жизнь.

Высмеять косного обывателя, нэпмана, служащего — цель, с которой создавался театр в 1924 году. И зритель легко угадывал характер какого-нибудь рядового секретаря обкома, например, в Городничем из «Ревизора».

Но такие изобличения сатировцев нередко стягивали в корсет цензуры. «Доходное место», «Недоросль», «Дамоклов меч» просто запрещали с формулировкой — антисоветчина и режиссерская деградация. В 70-х сатира в Москве становилась дефицитом.

«За каждым словом следили, например, в «Беге» Булгакова фразу: «Тараканы находятся под неусыпным и неустанным наблюдением профессора энтимологии бывшего Казанского университета» — «Казанский» нельзя было говорить, потому что там учился Ленин. И я так думал: неужели у людей, которые сидят в зале, при слове «Казанский» возникнет ассоциация, что там учился Ленин! Ну вот такой бред был!» — рассказывает народный артист РФ Юрий Васильев.

Но театр жил. После ошеломительного успеха по постановкам снимали фильмы — так на экраны вышла знаменитая «Свадьба с приданым». А песня «Проснись и пой» из одноименного спектакля ушла в кино, а затем в народ.

В годы войны сатировцы выезжали со спектаклями к нашим солдатам. А после победы одними из первых отправились с гастролями в западную Германию налаживать культурные связи. В наши дни Театр Сатиры остался одним из самых посещаемых в стране.

«Впереди планов громадье. Занимаемся сейчас еще «Дамским счастьем», это такой толстый роман Золя. Прочесть его никто не может, я боюсь, что Золя сам его не читал», — говорит художественный руководитель Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт.

Сегодня в честь 95-летия — новый спектакль — «Хотим сыграть Мольера» — ироничное баловство, как называют его сами актеры. В этот раз сатировцы взялись за самих себя — решили высмеять пороки театра.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей