Московский театр сатиры отмечает 95-летний юбилей спектаклем «Хотим сыграть Мольера»
Легендарный Театр Сатиры, один из самых известных и любимых несколькими поколениями зрителей, отмечает круглую дату. 95 лет назад он впервые распахнул свои двери для всех, кто ценит тонкий юмор и может посмеяться над собой и окружающей действительностью. За это время было поставлено несколько сотен спектаклей. Многие вошли в золотой фонд российского театра.
Театр Сатиры выпустил собственную валюту — билеты на Миронова, писали советские газеты. Достать их было непросто. И даже с ними люди едва ли не висели на люстрах — с такими аншлагами проходили спектакли.
Так получилось, что в театре вообще не было ни одного малоизвестного актера: Ширвиндт, Папанов, Державин, Васильева, Аросьева. Худрук Валентин Плучек, как он сам отмечал, коллекционировал звезд, которые говорили со зрителем на новом театральном языке — остром и ярком. «Женитьба Фигаро» от сатировцев гремела на всю страну 18 лет, раскрасив, как писали критики, серую бетонную советскую жизнь.
Высмеять косного обывателя, нэпмана, служащего — цель, с которой создавался театр в 1924 году. И зритель легко угадывал характер какого-нибудь рядового секретаря обкома, например, в Городничем из «Ревизора».
Но такие изобличения сатировцев нередко стягивали в корсет цензуры. «Доходное место», «Недоросль», «Дамоклов меч» просто запрещали с формулировкой — антисоветчина и режиссерская деградация. В 70-х сатира в Москве становилась дефицитом.
«За каждым словом следили, например, в «Беге» Булгакова фразу: «Тараканы находятся под неусыпным и неустанным наблюдением профессора энтимологии бывшего Казанского университета» — «Казанский» нельзя было говорить, потому что там учился Ленин. И я так думал: неужели у людей, которые сидят в зале, при слове «Казанский» возникнет ассоциация, что там учился Ленин! Ну вот такой бред был!» — рассказывает народный артист РФ Юрий Васильев.
Но театр жил. После ошеломительного успеха по постановкам снимали фильмы — так на экраны вышла знаменитая «Свадьба с приданым». А песня «Проснись и пой» из одноименного спектакля ушла в кино, а затем в народ.
В годы войны сатировцы выезжали со спектаклями к нашим солдатам. А после победы одними из первых отправились с гастролями в западную Германию налаживать культурные связи. В наши дни Театр Сатиры остался одним из самых посещаемых в стране.
«Впереди планов громадье. Занимаемся сейчас еще «Дамским счастьем», это такой толстый роман Золя. Прочесть его никто не может, я боюсь, что Золя сам его не читал», — говорит художественный руководитель Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт.
Сегодня в честь 95-летия — новый спектакль — «Хотим сыграть Мольера» — ироничное баловство, как называют его сами актеры. В этот раз сатировцы взялись за самих себя — решили высмеять пороки театра.