Военные летчики из Североморска отработали сложнейшие маневры в Крыму
Над уникальным полигоном «Нитка» проносились красавцы-истребители МИГ-29 К. Такие как раз садятся на палубу ави-несущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Чтобы оттачивать мастерство именно на полуострове, условия идеальные.
Для того, чтобы выписывать петли в небе, сначала нужно все отрепетировать на уникальном комплексе «Нитка». Ювелирная точность на сверхзвуковых скоростях — взлеты и посадку на палубу авианосца военные летчики из Североморска отрабатывают на специальном наземном тренажере на западном побережье Крыма. Для этого эскадрилья истребителей МиГ-29К выполнила перелет протяженностью более 2,5 тысяч километров.
Габариты «Нитки» полностью повторяют палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». У летчика есть всего 90 метров, и сейчас он заходит на скорости 250 километров в час.
Высший пилотаж можно рассмотреть только на кадрах замедленной съемки. Командир авиаполка делится с нами ощущениями от полета через минуту после посадки.
«Хотелось бы получше, как на корабле, чтобы встречный ветер был, тогда условия вообще идеальные для подготовки. В момент касания перегрузка идет с нарастанием, а в момент зацепа нормальная стандартная перегрузка порядка 3-4 единиц. С чем сравнить? Я думаю, «Формула-1» отдыхает с этим видом подготовки, самолет со скоростью 250 км в час останавливается до нуля за 90 метров, перегрузка колоссальная», — рассказывает командир 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка Северного флота Владимир Какурин.
Комплекс, построенный еще 1982-м, до сих пор считается лучшей площадкой для подготовки летчиков палубной авиации. Вячеслав Жарава здесь работает с первых дней. Главным достижением называет то, что комплекс удалось сохранить в украинский период.
«В этом металле спрятаны корабельные системы, четыре тормозные машины, как на корабле, и набор корпуса, полностью все внутри корабельное», — отмечает техник группы взлетно-посадочной системы Вячеслав Жарава.
Во время тренировок учитывается и отмечается каждое касание шасси. Права на ошибку во время реальных боевых вылетов нет. Вскоре летчикам Северного флота предстоит посадить 15-тонную машину прямо на стальную палубу с помощью специальных крюков — так называемых гаков — в хвосте истребителя зацепиться за троссы аэрофинишеров.
«Трос поднимается над палубой на 15-20 сантиметров, при касании гак цепляется за трос, где белая линия, в конце это, по идее, край авианосца, дальше уже вода», — поясняет инженер отделения записывающей аппаратуры комплекса «Нитка» Андрей Пиктурна.
Сегодня на полуострове — +27 и почти полное отсутствие ветра. Как говорят специалисты, идеальные условия для подготовки экипажей, хотя служить им предстоит в северных широтах.
Впереди у летчиков еще две недели активных тренировок, после которых они станут настоящими асами морской авиации.