В Третьяковской галерее открывается уникальная выставка русского авангарда
Кандинский, Малевич, Родченко, Альтман — 250 работ: живопись, графика — экспонаты, которые лишь после долгих переговоров разрешили привезти из Британии, Германии, Греции. 100 лет назад они составили экспозицию первого в мире государственного музея современного искусства, открытого в нашей стране. И вот теперь их снова можно увидеть вместе.
Авангардисты смогли изобразить звук в цвете. Одна краска — одна клавиша, считал Василий Кандинский и проявлял на бумаге мелодии природы.
Эта выставка посвящена 100-летию одного из первых в мире Музеев современного искусства. Музея, который просуществовал всего десятилетие. Но какое! Все в пространстве «нового типа» было по-новому.
«Наша выставка не совсем о шедеврах. Она о том гениальном замысле русских художников: Малевича, Кандинского, Штеренберга, Родченко, Древина, Удальцовой, Татлена, которые выдвинули совершенно новую идею — создать такой музей. Здесь нет ничего традиционного. Здесь пропагандируется творческое начало. Нормы нестандартного видения», — отмечает эксперт живописи русского авангарда, главный научный сотрудник отдела живописи первой половины XX века Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.
Художники, кажется, со скоростью ракеты переходили от одной придумки к другой, искали новые цвета, придумывали новые фактуры. Чтобы получить красный, Тышлер написал целую научную работу, разложив цвет — на формулы. Они меняли реальность и создавали будущее, по-новому смотрели на людей, порой будто через геометрический фильтр.
Выставку в Третьяковской галерее готовили три года. По архивным заметкам и фотографиям пытаясь повторить все точь-в-точь, как было в музее живописной культуры. Это — реконструкция экспозиции середины XX годов прошлого столетия.
На стене — картины Малевича. Его «Черный квадрат» сегодня, как и тогда, соседствует с его же «Динамическим супрематизмом». Картину привезли из Кельна. Раньше она тоже был в фондах музея в Москве. Его закрыли внезапно, в 1929-м. Часть работ по списку номер 1 оказалась в Третьяковке. Некоторые уникальные экспонаты — в региональных музеях и заграницей.
«Работа была невероятно сложной, получить эти вещи на выставку было непросто, большая их часть — основа постоянной экспозиции во множестве региональных музеев. В конце концов, это очень дорогостоящая выставка, здесь представлены экспонаты из Лондона, Кельна, Еревана, Салоник», — рассказывает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
На выставке — 250 работ. Не только живопись, но и графика. Например, чертежи как произведение искусства или целый контент-анализ света и тени.
«У художника Клемента Редько есть дневник, в котором он пишет воображаемый текст экскурсии своей. Дорогие зрители, перед вами картина художника Редько, чтобы правильно воспринять эту живопись и цель художника, нужно поменять места глаза и голову. И он даже пишет: можно удариться головой о землю, вы поймете все и сразу», — рассказывает куратор выставки Любовь Пчелкина.
Так у авангардистов почти всегда: картина с гвоздем не про гвоздь. С треугольниками — не о треугольниках вовсе. И все это не теряет особых смыслов и 100 лет спустя, если, конечно, уметь смотреть, как завещал автор.