Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
22 октября 2019, 15:15

Третьяковская галерея порадует любителей живописи уникальной выставкой русского авангарда

В Третьяковке 23 октября откроется уникальная выставка. Кандинский, Малевич, Родченко, Альтман. 250 работ. Живопись, графика. Экспонаты, которые лишь после долгих переговоров разрешили привезти из Британии, Германии, Греции. 100 лет назад они составили экспозицию первого в мире государственного музея современного искусства, открытого в нашей стране. И вот теперь шедевры снова можно увидеть вместе.

Вы когда-нибудь видели звук? А вот авангардисты смогли его изобразить. В цвете. Одна краска — одна клавиша, считал Василий Кандинский. И проявлял на бумаге мелодии природы.

Эта выставка посвящена 100-летию одного из первых в мире музеев современного искусства. Музея, который просуществовал всего десятилетие. Но какое! Все в пространстве «нового типа» было по-новому.

«Наша выставка о том гениальном замысле русских художников — Малевича, Кандинского, Штеренберга, Родченко, Древина, — которые не просто создали эти шедевры, но они решили сделать вот такой музей. Здесь нет ничего традиционного», — отмечает эксперт живописи русского авангарда, главный научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи Ирина Вакар.

Художники, кажется, со скоростью ракеты переходили от одной придумки к другой. Искали новые цвета. Чтобы получить такой красный, Тышлер написал целую научную работу, разложив цвет на формулы. Придумывали новые фактуры. Они меняли реальность и создавали будущее. По-новому смотрели на людей. Порой будто через геометрический фильтр. Здесь многое как задумывали сами авангардисты.

Выставку в Третьяковской галерее готовили почти три года. По архивным заметкам и фотографиям пытаясь воссоздать все точь-в-точь как было в музее живописной культуры. Реконструкция экспозиции середины 20-х годов прошлого столетия: на стене — картины Малевича. Его «Черный квадрат» сейчас, как и тогда, соседствует с его же «Динамическим супрематизмом».

Картину привезли из Кельна. Раньше она тоже был в фондах музея в Москве. Его закрыли внезапно в 1929 году. Часть работ по «списку номер 1» оказалась в Третьяковке. Некоторые уникальные экспонаты — в региональных музеях и за границей.

«Получить эти вещи на выставку было непросто, потому что большая их часть — это основа постоянной экспозиции искусства ХХ века во множестве региональных музеев. В конце концов это очень дорогостоящая выставка, здесь представлены экспонаты из Лондона, из Кельна, Еревана, Салоник», — рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

На выставке 250 работ. Не только живопись. Графика. Вот, например, чертежи как произведение искусства. А вот целый контент-анализ света и тени.

«У художника Климента Редько очень любопытный дневник, где он пишет воображаемый текст экскурсии своей: «Дорогие зрители, перед вами картина художника Редько, чтобы правильно воспринять, нужно поменять глаза и голову». И он даже пишет: «Можно даже удариться головой о землю, вы поймете все и сразу», — поясняет куратор выставки Любовь Пчелкина.

Так у авангардистов почти всегда: картина с гвоздем не про гвоздь. С треугольниками — не о треугольниках вовсе. И все это не теряет особых смыслов и 100 лет спустя. Если, конечно, уметь смотреть. Как завещал автор.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей