Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
30 октября 2019, 09:23

На Московской биеннале современного искусства представлены 50 работ из 11 стран

Они не просто создают арт-объекты, будто тонкие психологи исследуют природу человеческой души. Заставляют задуматься о нашем месте с этом мире и о проблемах, которые окружают.

На Московской международной биеннале современного искусства художники будто соревнуются, в чьих творениях больше потаенных значений.

Заглянуть внутрь себя. Понять, кто мы есть. Директор одного из ведущих мировых музеев Альбертина Клаус Шредер рассказывает про уникальные коллекции художников XX века, впервые привезенные в Россию. Среди шедевров — работа Германа Нитча, посвященная Крестному ходу.

– Вы знаете, что это? Это его собственная рубашка автора. Когда он работает, рисует руками, таким образом он создает своей портрет, становится частью истории. Это своего рода перфоманс, ведь продолжение картины находится под рубашкой, – объясняет Клаус Шредер, генеральный директор музей «Альбертина»/Австрия.

Может быть, лишь убежав от городской суеты, забот и нервов куда-то, где шум деревьев и опадающие листья, так можно услышать свои собственные мысли? Связь сразу трех поколений: своих отчима, отца и мужа после распада Советского Союза представляет художница Евгения Буравлева: «Они изображены в пейзажах, которые не имеют следов человеческого пребывания. Такая сумеречная зона, где человек находится перед принятием решения»

А может быть, в бесконечном информационном потоке, который давит, путает и сваливается на человека, нужно просто закрыться. Словно на этой скульптуре, воплощенной из кипы бумаг.

– Это персонаж, который у многих ассоциируется с уснувшим мыслителем Родена, который задремал. Он устал. И весь он по сути или тает, или его части информационного потока отслаиваются, –говорит художник Егор Плотников.

Ориентирование на местности – главная тема биеналле. Как найти себя, когда вокруг столько всего ненужного? Бытовой мусор, заполонивший уголки не только любимых мест, но и души.

– Я отследил свой собственный мусор. В этот раз я выбросил его не просто, а вместе с GPS-маячком. И вот по сигналу маячков я понял, где он оказался, – делится художник Павел Отдельнов.

Пространство выставки как лабиринт. Павильоны-дома, капсулы. Словно по улицам между домами зрители совершают прогулки.

– Такой путь, когда ты погружаешься в миры отдельных художников, заходя в павильоны и сопоставляешь эти миры. Может помочь посетителям понять, что такое современное искусство и полюбить его больше, – комментирует архитектор Сергей Чобан.

Блуждая по улочкам выставки, неожиданно можно оказаться в подземном переходе. Перемещение здесь происходит не только в пространстве, но и во времени. Внутри кадры, снятые у метро «Китай-город» 25 лет назад. Люди играют на балалайках. Связь поколений сквозь года.

Более 50 работ из 11 стран. Художница из Саудовской Аравии Халла бинт Кхалит представляет свой взгляд на взаимоотношения в браке. Женская куртка с вышитой золотой нитью «24 июня 2018» – день, когда в королевстве был принят закон, разрешающий женщинам водить машину. Этот арт-объект могут увидеть и все посетители ЦУМа, который является партнером Биеннале. Деньги — не главное. Мужчина — не банкомат. Женщина — не груша для битья, не уборщица и не машина по производству детей.

– Если женщина не рожает мальчика, она словно не выполняет свою сакральную миссию. И мужчина заводит вторую, третью жену, пока не появится сын. Но это старая традиция, а мир меняется, – говорит художница Халла бинт Кхалит.

У современных российских авторов впервые появилась возможность творческого диалога с признанными мировыми звездами. Картины художника Георга Базелица дискутируют с творчеством Андрея Кузькина «Молельщики». 1104 фигурки, сделанные из хлеба, размещенные на своей отдельной полочке в молитвенной позе. Человек — центр мира. Как бы высоко он ни пытался забраться и как бы больно не было падать вниз.

Читайте также: