Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
4 ноября 2019, 21:10

Владимир Путин посетил выставку «Память поколений», посвященную Великой Отечественной войне

До церемонии вручения наград глава государства осмотрел в Манеже выставку «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Это собрание картин и скульптур из нескольких десятков городов России, больших и малых. Полторы сотни работ, известных и всему миру, и лишь знатокам, вызывают разные, но всегда неподдельные чувства. 

В конце 40-х годов работа Лактионова «Письмо с фронта» висела в самом дальнем углу зала Третьяковки. Цензорам не нравилась. Мол, и стены облуплены, и советские люди бедно одеты. Зато потом по ней напишет сочинение каждый советский школьник.

А вот этой работы могло бы и вовсе не быть, если бы комендант не решился впустить художников-фронтовиков в зал, пожалуй, самого важного в истории суда. Эскиз к этой картине группа советских художников «Кукрыниксы» сделала прямо во время знаменитого Нюрнбергского процесса, причем — тайно. Они сидели как бы напротив в ложе для прессы и делали вид, что записывают текст, а сами пытались ухватить взгляд позы фашистов, например, Геринга, одного из вождей Третьего рейха.

Выставка «Память поколений: Великая Отечественная война» в Манеже объединила и живопись, и скульптуру. А еще — икону Николая Чудотворца из морского собора в Петербурге. Именно перед ней в годы войны молился будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Путин из тех ленинградцев, чьи родители пережили блокаду. Президент задержался возле иконы.

Это не просто выставка — поиск. Как не забыть? Как поклониться каждому герою? Вот макет памятника генералу Ефремову. Его подвиг, совершенный в 1942 году, признали лишь в середине 90-х.

«Ефремов, армия его была в окружении, отбивался как мог. Когда за ним прислали самолет, чтобы вывезти его и штаб, как было принято, он отправил самолет, сам со штабом остался и застрелился, когда уже был полностью окружен немцами», — рассказал министр культуры Владимир Мединский.

Владимир Мединский предложил Сергею Собянину поставить памятник Ефремову в Москве. Президент идею поддержал.

Истории рассказаны при помощи света на полотнах о Победе. При помощи образа — послевоенная Мадонна. При помощи сравнений до и после. Картина Пименова «фронтовая дорога» — это середина 40-х. А вот работа 1937 года «Новая Москва» — девушка едет в сторону Манежной площади, а там уже вовсю идет реконструкция столицы.

Летчик Девятаев сообщил командованию координаты стартовых установок немецких крылатых ракет. И нашим удалось уничтожить их. Но Картина «Земля родная» не о подвиге летчика, а о его счастье сбежать наконец из немецкого плена.

«В 1944 году бежал другими заключенными, друзьями, из лагеря на бомбардировщике немецком. Угнал самолет, его чуть не сбили наши зенитки. И он привез документы по ФАУ-1 и ФАУ-2», — рассказал митрополит Тихон.

Одни картины ликуют, другие тихо плачут. Вот работа «Фашист пролетел», и ты невольно ищешь на ней фашиста, но взгляд притягивает фигура погибшего деревенского мальчика на первом плане. Эту картину в 1943 году показали в зале переговоров во время Тегеранской конференции. Очевидцы утверждали: она поразила собравшихся.

«Сталин показывал ее Черчиллю и Рузвельту, как свидетельство зверств фашизма, но свидетельство, которое не вопит, не кричит, а невероятно открыто объективно отражает то, что происходило во множестве сел и деревень», — поясняет директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Всего на выставке 15 залов. Владимир Путин сегодня зашел в каждый. Уже позже на вручении госнаград поделился с гостями впечатлениями.

«Экспозиция создавалась с активным участием региональных музеев, картинных галерей. И ее масштаб, безусловно, впечатляет. А представленные на выставке произведения наполнены глубокой духовной силой народа, одержавшего Великую Победу», — подчеркнул президент России.

От Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Астрахани, от маленьких региональных музеев до Русского музея в Петербурге. Картины искали и выбирали по всей стране. В стенах Манежа они дополняют друг друга, перекликаются и рассказывают длинную и непростую историю подвига большой страны.

Читайте также: