Что делать, если ваше изображение разместили в рекламе без вашего ведома?
«Я — девушка с обложки», — Ольга Васильева произносит фразу без гордости в голосе. Под громким названием «Капкан для бешеной» — ее портрет. Так неожиданно для себя она стала героиней романа.
Девушка с оружием в руках (увлекается спортивной стрельбой), да еще специалист по цифровым технологиям — обидчиков сама нашла. Дозвонилась до художника. Тот сознался быстро: искал вдохновение в интернете и написал портрет с фотографий ее аккаунта в соцсетях. Адвокаты от суда отговорили.
«Всегда могут сказать, ну, эротическая фантазия художника, А то что сходство — ну, сходство, ну, бывает», — говорит Ольга Васильева.
Книга с собственным портретом на обложке настольной не стала, но хранится как примета времени, когда еще возможно безнаказанно использовать чужие изображения.
Не согласна с этим и готова доказать в суде Наталья Можейко из Петербурга. Открыв утреннюю газету, она обнаружила себя рекламирующей препарат при климаксе.
Сначала Наталья отшучивалась, когда знакомые поздравляли с новой ролью фотомодели в рекламной бизнесе. Но у газеты тиражи миллионы. В итоге Наталью стали узнавать на улице, обсуждать щепетильную женскую тему. Пыталась дозвониться и в издательство, и рекламодателям, и рекламопроизводителям. Ответ у всех короткий: мы тут не причем.
«По закону в подобных случаях несет ответственность как распространитель, так и рекламодатель, так и рекламоизготовитель. В данном случае у нас ответчиком был привлечен распространитель, а третьими лицами были привлечены рекламодатель и рекламоизготовитель», — поясняет адвокат Максим Устинов.
Похоже, такое случается чаще, чем кажется. В судах — сотни дел. Казалось бы, схема простая: согласие гражданина на использование изображения должны спросить либо в виртуальной базе фотографий, когда заключают договор с фотографом, либо в рекламном агентстве, когда создают макет, либо в издательстве, когда портрет размещают. По факту не спрашивает никто.
Делаешь красивую фотографию, чтобы сделать ее своей визитной карточкой. Пытаешься показать себя с лучшей стороны. А в итоге, вместо к примеру новых друзей, а то и долгожданного суженного находишь, новые роли.
На этом месте может оказаться каждый. Доходит до абсурда. Брэд Питт рекламирующий белорусскую косметику. Николас Кейдж и Джон Траволта — челюстно-лицевую хирургию, Ума Турман — продуктовый магазин. Но порою не до шуток.
«Увидела на стене висящий овал с моей фотографией и сказала им: это моя сестра, и вообще-то она жива. Ну они скрутили, сняли, завернули в фирменную упаковку и отдали ей на руки», — рассказывает Екатерина Иванова.
Как только подготовили жалобу с адвокатом, фотосалон съехал. Екатерина надеется, если владелец увидит ее в новостях живую, а не в овале, одумается, перестанет скрываться и извинится. Но если понадобится идти в суд и вновь показывать себя на надгробии, морально готова. Фотографией ее уже вряд ли удивишь.