Владимир Путин показал архивные документы об истинном раскладе сил в Европе накануне Второй мировой войны
Вот видите эту фотографию? Знаете что на ней? Это Орлиное гнездо. Ставка фюрера в баварских Альпах. Красивое место. Романтичное. А это точно узнаете, даже со спины — хозяин «Гнезда». Орел. Как тогда многим казалось. А это вот — на лестнице, пониже орла, в заискивающей позе. Что за старик? А это тогдашний премьер-министр Англии. Лорд Чемберлен. Он приехал договариваться с Гитлером. Выпрашивать мир.
И вот что интересно, эта фотография и эта встреча, конечно, 1938 года, задолго до знаменитой встречи Молотов — Риббентроп. К тому же, такой фотографии Гитлера со Сталиным никогда не было. И быть не могло. Интересно, правда? Вот сегодня в Санкт-Петербурге наш президент еще очень много всего интересного рассказал коллегам по ЕврАзЭС, а заодно и нам с вами.
В белых перчатках глава Росархива листает отчет командующего польской войсковой группой «Силезия» — той самой, что создавалась специально для совместного с гитлеровской Германией раздела Чехословакии. Лишь один из многих документов, о которых в современной Европе предпочитают не вспоминать. Вместо этого Европарламент принимает резолюцию с требованием к России прекратить искажение исторических фактов.
А вот выставка в президентской библиотеке в Петербурге, напротив, помогает освежить память, восстановив хронологию событий перед началом Второй мировой. Выставку смогли оценить лидеры стран СНГ, это в качестве наглядного примера. Теоретическая часть экскурса в историю — за круглым столом, где собрались потомки тех, кто избавил мир от фашизма. И не важно, что теперь это представители нескольких независимых государств. Прошлое все равно общее.
«Хочу еще раз подчеркнуть, это касается всех нас, потому что мы в известной степени наследники бывшего Советского Союза. Когда говорят о Советском Союзе, говорят о нас, что же написано? Согласно этой бумаге, пакт, так называемый Пакт Молотова — Риббентропа, напомню, что это министр иностранных дел Советского Союза, и фашистской Германии Риббентроп, как пишут дальше, поделили Европу и территории независимых государств между двумя тоталитарными режимами, что проложило дорогу к началу Второй мировой войны», — рассказал президент России.
Текст европейской декларации, говорит Владимир Путин, удивил и задел. Именно тогда, по словам главы государства, он и попросил поднять архивы. И вот какие еще соглашения там нашлись. По порядку. 1934 год — Декларация о неприменении силы между Германией и Польшей, или иначе Пакт Пилсудского — Гитлера. 1935 год — Англо-Германское морское соглашение, затем Мюнхенское соглашение — нацистская Германия, Англия, Франция и Италия, это сентябрь 1938 года, а в декабре — Франко-Германская декларация. В марте 1939 года Третий Рейх подписывает совместные документы с Литвой, а в июне — с Латвией.
«Таким образом договор между Советским Союзом и Германией был последним в ряду тех, которые были подписаны другими европейскими странами, как бы заинтересованными в сохранении мира в Европе. При этом хочу отметить, что Советский Союз пошел на подписание этого документа только после того, как были исчерпаны все возможности и были отклонены все предложения Советского Союза о создании единой системы безопасности, антифашистской коалиции, по сути дела, в Европе», — сообщил Владимир Путин.
Европа же занималась политикой умиротворения Германии, очевидно жаждавшей реванша после позорного Версальского мира по итогам Первой мировой. В процессе кое-кто пытался урвать свой кусок. В случае с Польшей — кусок Чехословакии.
«Это запись беседы посла Германии в Польше, господина Мультке с министром иностранных дел Польши, господином Беком. В этом документе министр иностранных дел Польши, господин Бек выразил надежду, дальше цитата: «В областях, на которые претендует Польша, он прямо об этом говорит, не возникнет противоречий с германскими интересами», то есть дележ Чехословацкой территории», — отметил Владимир Путин.
О планах Берлина и Варшавы предупреждал и французский посол в Польше Лион Нуэль. В своих донесениях он делился разговорами с польскими руководителями того времени.
«Цитата: «Если немец остается противником, он тем не менее европеец и человек порядка». Польша скоро узнает, что такое «европеец» и «человек порядка». С 1 сентября 39 года это все почувствуют на себе. Ну, дальше. «Русский для поляков варвар, азиат, разрушительный и развращающий элемент, с которым любой контакт опасен, любой компромисс смертелен». И вот тут можно сказать в качестве комментария: это типичный образчик расизма. И, вы знаете, в этой связи, конечно, я смотрю, что в некоторых странах Европы происходит с русофобией, с антисемитизмом и так далее. Это все мне что-то очень напоминает. Агрессивный национализм всегда ослепляет, стирает любые моральные грани, ставшие на этот путь не останавливаются ни перед чем. Но в конечном итоге это достает их самих. И так было не раз», — подчеркнул российский лидер.
Но если сейчас об этом мало кто задумывается, то тогда — тем более. А ведь у Польши и Германии были и другие общие интересы, кроме Чехословакии. О них прямо говорил Гитлер в беседе с польским министром иностранных дел в 1939 году.
«В ней фюрер говорит: «Дальнейшим вопросом, в по котором у Германии и Польши есть совместные интересы, является «еврейская проблема», он, фюрер, преисполнен твердой решимости выбросить евреев из Германии, сейчас им еще будет позволено захватить собой часть своего имущества, при этом они наверняка увезут с собой из Германии больше, чем они имели, когда поселились в этой стране. Но чем больше они будут тянуть с миграцией, тем меньше имущества они смогут взять с собой».
Ну, вот это что такое вообще? Ну, что это за люди? Кто они такие? И у меня складывается впечатление, что этого не только не хотят знать в сегодняшней Европе, а что это сознательно замалчивают, пытаясь переложить вину в том числе и за развязывание Второй мировой войны с нацистов на коммунистов. Да, мы знаем кто такой Сталин, мы дали ему свои оценки, но уж думаю, что фактом остается то обстоятельство, что именно фашистская Германия напала 1 сентября 1939 года на Польшу, а 22 июня — на Советский Союз», — сказал Владимир Путин.
А Пакт Молотова — Риббентропа, о котором сейчас так любят говорить европейские политики, лишь возможность короткой отсрочки, которую Советский Союз получил, оказавшись в реальности Мюнхенского соглашения. Не зря же его называют «мюнхенским сговором». Британский премьер Чемберлен сказал тогда: «Я привез вам мир». И лишь Уинстон Черчилль, в то время будущий глава правительства, нашел в себе мужество ответить: «Мы только что потерпели полное и безоговорочное поражение, все кончено». И хоть история не терпит сослагательного наклонения — все те же документы говорят об упущенных возможностях.
«В 1938 году Гитлера еще можно было остановить коллективными усилиями европейских государств. Это признавали и западные лидеры. Вот опять ссылка на документ. Это запись бесед представителей французского и польского командования о перспективах войны в Европе между итало-германской и польско-французской коалициями. От 17 мая 1939 года.
«На встрече с министром военных дел Польши начальник французского Генерального штаба заявил, что в сентябре 1938 года общая обстановка представляла гораздо больше возможностей, чем теперь, для вмешательства против Германии».
То есть он о чем говорил: что если бы своевременно отреагировали, войны можно было бы избежать. А вот уже в ходе Нюрнбергского процесса над военными преступниками на вопрос, напала бы Германия на Чехословакию в 1938 году, если бы западные державы поддержали Прагу, фельдмаршал Кейтель ответил: «Нет, мы не были достаточно сильны с военной точки зрения. Целью Мюнхена было вытеснить Россию из Европы, выиграть время и завершить вооружение Германии», — рассказал Владимир Путин.
Что было дальше — все знают. Война и миллионы жизней бойцов Красной армии, отданных за Победу. Победу, которую Советский Союз разделил с союзниками, и Россия никогда этого не отрицала. Так зачем же зачем же кому-то на Западе понадобилось спорить с тем, кто внес в разгром фашистов решающий вклад?! Почитали бы все того же Черчилля, его не раз сегодня цитировал Владимир Путин.
«Я хотел бы вот на это обратить внимание, в связи с той резолюцией, которая была принята недавно нашими коллегами в Европарламенте. Будущие поколения признают свой долг перед Красной армией так же безоговорочно, как это делаем мы, дожившие до того, чтобы быть свидетелями этих великолепных достижений. Ну, мы видим, как реагирует нынешнее поколение политиков в Европе», — сказал президент России.
Например, так: призывают не ворошить прошлое. Кто бы спорил. Но и переворачивать прошлое с ног на голову тоже ни к чему, ведь история в таких случаях имеет свойство повторяться.