Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
23 апреля 2020, 21:42

Символы Победы: советские плакаты

 

Кирилл Клейменов

Символы Победы. Сегодня — плакаты. Близкий нам символ, профессиональный. Мы, считай, тем же самым занимаемся. Но нам до коллег из прошлого далеко. У них, что ни плакат, то шедевр. До сих пор символ. До сих пор мем. Вот как этот, например, доживший до наших дней. Так и хочется сказать — не буду. Только пара слов буквально: и здесь мы первые, и здесь мы победили. Я видел немецкие плакаты, показывать их не хочу. Просто противно. Но поверьте: мы лучше. 

Меткие, как пули, эти образы с первого взгляда врезаются в сознание. Мы помним их даже спустя почти 80 лет. А в годы войны они были самыми красноречивыми союзниками для солдат. Одним из первых и уж точно самым известным стал этот плакат.

Ираклий Тоидзе придумал его, когда в мастерскую в ужасе и растерянности вбежала жена со словами: «Война началась». Художник попросил ее замереть и тут же зарисовал позу и выражение лица. Но портретного сходства избежал нарочно, чтобы каждый воин видел в этом образе свою маму.

«Родина-мать зовет» размером во всю стену сразу же появилась напротив здания телеграфа. Она призывала и воодушевляла. В городах висели огромные копии плаката, а на фронт бойцы забирали маленькие листовки, носили их в нагрудном кармане, приклеивали к самолетам и танкам.

Сильные женщины смотрят и с плакатов, посвященных тылу. Девушка, готовая отдать все для фронта, все для победы, заменила мужчину у станка и за рулем трактора.

Это уже лица блокадного Ленинграда. Можно только представить, какую ненависть воин Красной армии испытывал по отношению к фашистам, глядя на окровавленных детей и матерей, молящих о помощи.

Трудились художники в жутких условиях. От голода распухали пальцы, и кисть приходилось привязывать к руке. Но Ленинграду плакаты были жизненно необходимы. Своими воспоминаниями делился писатель Вольт Суслов. Блокада застала его 15-летним подростком.

«Он часами стоял в очереди за хлебом, а рядом на стене висел плакат Курдова "Сели", где изображены немецкие парашютисты, приземлившиеся на острые вилы. И самым ярким воспоминанием подростка, мальчика почти, который часами стоял в очереди за хлебом, как раз был этот плакат», — рассказывает главный хранитель Государственного музея обороны и блокады Ленинграда Елена Харлашова.

Над плакатами работали лучшие художники и поэты того времени. Это была не просто агитация, а произведения искусства. Виктор Корецкий создавал почти фотографические образы. Мать, обнимающая ребенка, точно родина, защищающая своих сыновей. Именно этот плакат, а не «Родина-мать», стал самым тиражируемым в годы войны. Совсем другими были работы Виктора Иванова.

«Иванов до войны работал художником-постановщиком в кино. Его образы очень идеализированны, они похожи на киногероев. Очень красивые, мускулистые мужчины, чувственные женщины», — говорит сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Музея Победы Нина Забаровская.

Рисунки Кукрыниксов рассказывали целую историю. Полные символизма, точные, едкие, они были понятны с первого взгляда. Взять хотя бы неотвратимое «Превращение фрицев». В 1942 эту группу художников наградили Сталинской премией. Но они единогласно решили передать ее на строительство нового танка для армии — его назвали «Беспощадный». А плакатисты продолжили поставлять на фронт свои снаряды.

Большинство из них создавалось в Окнах ТАСС. Московская мастерская находилась в нынешнем Доме художников. Плакаты менялись почти каждый день. А некоторые показывались даже за границей. Копия издания «Чего Гитлер хочет и что он получит» на английском языке была выставлена на одной из станций лондонского метро и потом разошлась миллионным тиражом.

Отдельные листовки небольшого размера рисовали на немецком языке и забрасывали в тыл врага. Причем не только самолетами.

«Иногда партизаны, пробираясь в какие-то места, деревни, где располагался враг, успевали их наклеивать на стены изб, в которых жили фашисты. Когда выходил какой-то фриц утром и видел, так сказать, штык, воткнутый в живот бесноватого фюрера, прямо у него на избе, уверяю вас, настроение у него от этого не улучшалось», — говорит первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман.

Фашисты были в бешенстве. Геббельс грозился повесить художников Окон на фонарных столбах. Ведь плакатисты специально отсматривали немецкую хронику, чтобы карикатурные образы были еще и правдоподобными. Министра пропаганды изображали истеричной обезьянкой, Геринга — жирной свиньей, а Гитлера — мерзкой крысой.

«И, конечно, так могли изобразить только врага. Потому что воин Советской армии — это всегда такая крупная фигура, монолитная. Это плакаты, которые по силе воздействия на народ можно сравнить со "Священной войной" Александрова», — сказала проректор по научной работе Московского государственного академического художественного института имени Сурикова Наталья Третьякова.

С этого плаката смотрит реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Он уничтожил больше четырех сотен фашистов. Погиб еще в 1943-м, при налете вражеской авиации под Харьковом. Бои за Берлин были далеко впереди. Но художник Леонид Голованов увидел фото Голосова в газете. И ему так понравилось это открытое лицо, что его Голованов и выбрал для серии плакатов о триумфе советского солдата. Вот так Василий Голосов обрел бессмертие и все-таки дошел до Победы.

Образы и мотивы из прошлого художники продолжают использовать и сейчас. И найти их можно, казалось бы, в совершенно неожиданных местах. Вот так выглядели некоторые листовки Окон ТАСС — небольшие картинки и емкий текст. Очень узнаваемая форма и для современных подростков. Ведь так строится большинство комиксов. И ведь, если задуматься, кем были воины с плакатов, если не супергероями!

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей