Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
23 мая 2020, 10:14

Беспилотный аппарат «Витязь-Д» совершил погружение на дно Марианской впадины

Более десяти километров глубины, сильнейшее давление, испытания на пределе технических возможностей и огромная ценность новых данных, добытых для науки. В знаменитую и таинственную Марианскую впадину впервые совершил погружение российский подводный аппарат «Витязь-Д». Он специально создан для автономной работы в экстремальных условиях под огромной толщей воды в любой точке Мирового океана. И успешно доказал: потенциал у него огромный.

«Идет 46 минута работы аппарата на дне Марианской впадины». Это кадры уникальной экспедиции. Российский беспилотный аппарат «Витязь-Д» касается дна Марианской впадины. Датчики фиксируют 10028 метров под водой. Путешествие в океанскую бездну сродни полету в космос. Стартовым комплексом для батискафа стало буксирное судно Тихоокеанского флота «Фотий Крылов». Именно на его борту в район погружения был доставлен подводный аппарат.

Экипаж корабля на родном берегу во Владивостоке сослуживцы и родственники встречают торжественно как героев.

– Очень гордимся. И так здорово чувствовать, что близкий родной человек причастен к такому мировому достижению. Марианская впадина – это то, про что мы в детстве читали все в учебниках географии, и вот мой папа и его экспедиция там были, – делится лиса Плюхина.

Экипажу вручают грамоты и торт, сладкую миниатюрную копию батискафа.

Автономный подводный аппарат «Витязь-Д» уже называют выдающимся достижением российской оборонной промышленности и науки. Он представляет собой конструкцию из титановых сплавов и высокопрочного сферопластика. Такая оболочка способна выдерживать экстремальное давление. На дне Марианской впадины оно достигает величины три тонны на квадратный сантиметр, под такой нагрузкой гнется железо.

Разработчики «Витязя» уверяют, их аппарат не имеет аналогов. Прежде на дно Марианской впадины погружались японские и американские беспилотники, но они были связаны с кораблями наверху оптоволоконным кабелем, что ограничивало их радиус действия. Российский же аппарат работает полностью автономно, без проводов, только по гидроакустической связи. Он может самостоятельно обходить препятствия и находить выход из ограниченного пространства.

Марианская впадина – это огромное V-образное углубление, почти 11 километров. В желобе можно было бы запросто поместить высочайший пик планеты Эверест. До сих пор это место в Тихом океане малоизученное. Туда спускались единицы, исследователям встречались необычные рыбы, гигантские кальмары и ракообразные.

Для людей такое погружение всегда связано с риском. Им в помощь подводные роботы, такие как «Витязь-Д». Он способен собирать данные о глубинах. Во время этой разведки аппарат вел съемку рельефа, измерил параметры морской среды и взял пробы грунта.

– Первые съемки, которые мы получили, позволили нам, благодаря системе технического зрения понять, что, по сути дела, дно в Марианской впадине в данном районе достаточно пологое, имеет по всей вероятности илистый характер или песчаный характер, – делится Дмитрий Семенов, главный конструктор Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин».

«Витязь» разработали в петербургском Центральном конструкторском бюро «Рубин». Это одно из ведущих отечественных предприятий, где проектируют атомные подводные лодки. Сейчас там активно взялись за создание подводных роботов.

– Человечество еще мало исследовало океан на самом деле. Хотя поверхность его и объем занимает гораздо больше, чем суша. И биоресурсы, другие ресурсы еще не доступны для человека. Это задача, которая будет перед нами стоять еще долгое время, – уверен Игорь Вильнит, генеральный директор Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин».

В планах у разработчиков «Витязя» и ученых исследование не только Марианской впадины, но и глубоководных районов российского побережья, там, где, возможно, скрыты запасы нефти и газа. Инженеры ставят перед собой задачу усовершенствовать беспилотный аппарат. Встроить функцию прямых трансляций. Тогда не придется подолгу ждать результатов исследований, а за тем, что происходит на экстремальных глубинах океана, наблюдать в реальном времени.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей