Столичный музей изобразительных искусств имени Пушкина принял первых посетителей после четырехмесячного карантина
Знаменитый Пушкинский музей снова открыт для посетителей. Музейные сотрудники очень соскучились по гостям и подготовили много приятных сюрпризов. Заглянуть можно будет даже за те двери, что всегда были под замком. Провели и генеральную уборку. Учитывая, с каких вековых ценностей смахивали музейную пыль, это оказался весьма увлекательный процесс.
Вот так открылся музей, который до пандемии не закрывался никогда, даже во время войны. Второе рождение.
«Ну я всю жизнь сюда хожу, следила за информацией. И в этом есть какая-то символика, что именно я пришла сюда сегодня первой», — говорит первый посетитель Пушкинского музея Ольга Семченко.
И даже музейная проза — люди, ходящие по залам — сегодня воспринимаются по-особому. К гостям готовились в лучших традициях. Высокое и вечное тоже нуждается в генеральной уборке.
Развевающиеся одежды богини Ники: воздушные потоки пылесоса помогают воображению. Сейчас смахнут с крыльев тяжесть будней, и она взмоет в небо. Перед открытием в Пушкинском музейную пыль стряхивают. Что значит: быть на равных с персидским царем Мавзолом, взглянуть ему в глаза. Будто феном уложить кудри на место. Поправить складки, пусть несколько скудного наряда Аполлона Бельведерского. В сознании не вяжется, высокое и вечное с генеральной уборкой: это тоже часть музея. За плечами охотника за пылью рюкзак с пылесосом, в руках кисть гримера. Обеспыливание — процесс интимный. Никаких резких движений, аккуратно, без спешки и регулярно раз в месяц. Чтоб пыль не бросалась в глаза.
«Первозданный вид теряет, все блекнет, некрасиво получается», — говорит Игорь Шарейко, сотрудник музея.
Не госпиталь, а музей. Здесь решили, нельзя быть столь безнадежно серьезными и добавили в будни пандемии артистизма. Даже в такую неромантичную сферу, как правила и ограничения.
«Господа, соблюдайте дистанцию, вы в музее, а не на станции», — это не просто слова, а совет самого Пушкина, который считается ангелом-хранителем музея. Вот такие рисунки-инструкции здесь расклеивают повсюду. И как полагается ангелу-хранителю, Пушкин всегда рядом. Он наставляет посетителей на путь истинный.
Оказалось, инструкции могут вдохновлять. К примеру: «Садитесь по одному, так лучше пишутся стихи». По сути, это выставка рисунков между живописных полотен. Пушкина в танце закружил Матисс, поэт протестует: социальная дистанция не соблюдается. Чтобы вместо шара девочка не оказалась с вирусом, Александр Сергеевич в стиле Пикассо просит взрослых присматривать за детьми. И для тех, и для других в музее покажут анимацию.
В Пушкинский с Пушкиным. Так называется новаторский проект. Но в музее решили зайти еще дальше.
«Мы решили, что мы откроем все самые закрытые двери нашего музея, то есть у нашего зрителя будет абсолютное ощущение проникновения в закулисье музейной жизни, которая так всех интересует», — рассказывает Марина Лошак, директор государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Чтобы задать темп, директор музея начала со своего кабинета: «Кабинет директора считается сакральным закрытым местом, это неправильно». «Вы находитесь в святая святых — реставрационной мастерской, сюда ступает только нога хранителя и реставратора», «Это здание графики, обычно закрытое для посетителей».
Вот с этих редких возможностей и начинает музей новую жизнь. Графике свет противопоказан, выставляют редко и по особому поводу. Пушкинский зрителя не пощадит, головокружение от количества шедевров на квадратный метр обеспечено.
Из 27 тысяч рисунков, что хранятся в Пушкинском, отобраны 200 самых-самых. Вещи из первого ряда, как говорят в музее. Конечно, все это время были доступны электронные версии и лекции и даже виртуальные экскурсии по этой выставке. Но ничто не заменит живой встречи.
«Рисунок не поддается адекватному репродуцированию, как ни крутитесь. Можно это воспринимать как нечто мистическое, но энергетика только в подлиннике сохраняется», — считает Виталий Мишин, куратор выставки «От Дюрера до Матисса».
«Сложно сконцентрироваться, когда пытаешься добраться до шедевра. А сейчас прекрасная возможность в тишине, в прохладе, прогуляться по музею», — отмечает министр культуры РФ Ольга Любимова.
В реальности, взаправду, воочию: проверить и почувствовать мистику искусства можно уже сегодня. Пушкинский открылся.