В Москве спустя почти 40 лет снова передвинули целое здание высотой в несколько этажей
Всем, кто плохо разбирается в инженерно-технических тонкостях, такие операции кажутся просто невозможными. Но все дело в точном расчете.
На кадрах ускоренной съемки все занимает не больше минуты. В реальности, чтобы передвинуть строение высотой 28 метров и весом в 1600 тонн, потребовалось два дня. Башня, построенная в конце XIX века, находилась на территории бывшего компрессорного завода «Борец». Сейчас здесь строится современный жилой комплекс. О сносе памятника архитектуры не могло быть и речи. Несмотря на почтенный возраст, башне пришлось отправиться в путешествие. С особыми мерами предосторожности!
«Невзирая на возраст, она в силу того, что была выключена из технологической жизни завода достаточно продолжительное время и не использовалась в 90-е как арендные площади, в целом неплохо сохранилась. Мы заложили все оконные, дверные проемы для обеспечения полной пространственной жесткости», — рассказывает исполнительный директор проектного бюро Александр Мамаев.
Инженерам пришлось действовать с ювелирной точностью. Малейший перекос — и старинная кирпичная кладка рассыпалась бы как карточный домик. Подготовительный период, включая разработку проекта, занял целый год. А когда строение отделили от фундамента и начали поднимать, чтобы подвести под него металлическую платформу с катками, башня закапризничала. И в казалось бы окончательные расчеты пришлось вносить правки.
«Башня начала в какой-то момент крутиться — ночью в одну сторону, днем в другую; конечно, перемещения небольшие, но тем не менее могло критично сказаться», — поясняет Александр Мамаев.
Как выяснилось, дело было в перепадах температуры и влажности. Когда с проблемой справились, башня по направляющим рельсам плавно, сантиметр за сантиметром, отправилась из точки А в точку Б.
«Мы подняли ее на 3,5 метра и по каткам переместили на 30 метров. Впереди еще около 120 метров», — говорит генеральный директор реставрационно-строительной компании Дмитрий Гулич.
Подобного в Москве не происходило почти 40 лет. И новое, как водится, хорошо забытое старое. В 30-х годах прошлого века в столице изменили прописку десятки зданий. В Москве началась масштабная реконструкция, и дома, которые мешали расширению улиц, решено было передвинуть. Тогда это звучало фантастически.
Был организован «Трест по передвижке и разборке зданий». Технологические принципы, которые тогда использовались, дожили до наших дней. Стройплощадку тщательно выравнивали, готовили крепкое деревянное основание и прокладывали рельсы. Например, для переезда в 1937 году пятиэтажки на Осипенко, сейчас это Садовническая улица, потребовалось 37 железнодорожных путей. Затем здание домкратами поднимали над фундаментом. Подводили ходовую раму и ставили на специальные катки. Как правило, на перемещение дома на несколько десятков метров уходило до четырех дней. Про это даже сняли кино.
- Да как это возможно? Вода льется! Свет горит! Телефон работает!
И это не художественный вымысел. Дома действительно часто передвигали вместе с жильцами, а коммуникации подключали через резиновые шланги. На слуху полулегендарные истории о том, как жильцы заснули, когда дом стоял на старом месте, а проснулись уже на новом. В 1940 году, чтобы расширить Тверскую, на 14 метров передвинули здание Моссовета, где сейчас находится столичная мэрия.
Всего в столице сменили место около 70 домов. В 1979 году на 30 метров изменил расположение «дом Сытина» на Пушкинской — он загораживал новое здание «Известий». Затем, в 1983 году, незначительно передвинули здание чеховского МХАТа. Потом подобные работы в столице прекратились.
Как оказалось — до наших дней. Причем старинная башня стала в этом смысле — первой ласточкой. Всего же на этой стройплощадке планируется передвинуть три исторических объекта. Следующей в очереди на перемещение стена, оставшаяся от исторического здания XIX века. Ее уже отрезали от фундамента, и сейчас она висит, по сути, в воздухе, опираясь на металлические конструкции. С помощью мощных домкратов ее поднимут на нужную высоту, затем подведут специальные направляющие балки, по сути, рельсы и объект отправится на новое место.
Все работы инженеры планируют завершить этой осенью. А затем за дело возьмутся реставраторы, чтобы придать историческим зданиям первоначальный облик.