Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
3 августа 2020, 15:14

130 лет со дня рождения гения архитектурного искусства — Константина Мельникова

Один из самых харизматичных авторов, которого называли главным архитектором советского авангарда. 130 лет со дня рождения Константина Мельникова — создателя клубов и гаражей, домов-комунн и даже первого саркофага для Мавзолея Ленина. Но, пожалуй, самый амбициозным экспериментом стал его собственный дом с шестиугольными окнами в Кривоарбатском переулке.

Его называют русским Гауди, но знатоки мировой архитектуры обижаются, услышав такую формулировку. Константин Мельников до сих пор считается самым влиятельным архитектором ХХ века. Он жил в стране, где воображать было запрещено, но он придумал свои необычные формы — треугольник, конус, цилиндр, став лидером советского авангарда.

«Мельников очень точно чувствовал материал, обладал этим очень важным для архитектора качеством; его здания стоят, причем стоит не только дом — стоит все, что он построил, за исключением павильонов. Павильоны были изначально временные», — поясняет директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева.

В 1925 году Мельников вернулся из Парижа уже признанным далеко за пределами своей родины мастером. Спроектированный им павильон СССР произвел настоящий фурор на Всемирной выставке. Именно Мельников станет автором первого стеклянного саркофага для тела Ленина.

«Под эти колпаком, называлось «стеклянный колпак для тела Ленина», тело вождя пролежало до конца Великой Отечественной войны; в 30-е годы сталинский поворот в культуре, в архитектуре — то, что не принял Мельников, — в итоге он оказался на обочине, а с 1938 года был лишен права проектировать, заниматься своей любимой музой — архитектурой, и, по сути, бедствовал последующие 30-40 лет своей жизни», — рассказывает первый заместитель директора Музея, руководитель филиала Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых Павел Кузнецов.

Судьба спроектированных им зданий — на данный момент в Москве их сохранилось 11 — такая же сложная, как и самого Мельникова. Павильон «Махорка», клубы и гараж Госплана, здание Новосухаревского рынка. Все они сегодня нуждаются в реконструкции.

«Второй этаж кафе и, самое главное, кафе на террасе. Я думаю, что это может стать точкой притяжения для москвичей и гостей столицы; ну что может быть лучше, чем терраса в центре Москвы», — отмечает Павел Кузнецов.

В, пожалуй, самое знаменитое здание — дом самого Мельникова в Кривоарбатском переулке — каждый день до сих пор приходят на экскурсии. Оно состоит из двух кирпичных цилиндров разной высоты, напоминающих в плане цифру 8.

За свою столетнюю историю этот уникальный дом пережил многое от нескольких реставрации до нежелания родственников отдавать его под музей, несмотря на завещание. Но самый страшный день случился здесь в июле 1941 года, когда всего в 200 метрах отсюда на Театр Вахтангова упала немецкая бомба.

Взрывная волна была такой сильной, что очевидцы рассказывали: стекла вылетели, а дом буквально подпрыгнул и встал обратно. Конечно, подпрыгивать он не может, хотя бы за счет фундамента, но здание действительно пошатнулось из-за очень легких деревянных перекрытий.

А еще в этом доме нет несущих стен, кроме собственно самих цилиндров. Уникальная планировка даже для сегодняшнего дня. В этом и есть гениальность Мельникова. Он будто бы был архитектором из будущего.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей