Художник-мультипликатор Леонид Шварцман отмечает столетие
Без мультфильмов, которые создал Леонид Шварцман, невозможно представить наше детство. Рисованные «Аленький цветочек», «Снежная королева», «Дядя Степа», кукольные «Варежка», «38 попугаев»и, конечно, Чебурашка и Крокодил Гена. За вклад в развитие отечественной культуры Владимир Путин на днях наградил Леонида Шварцмана орденом Александра Невского, а сегодня направил поздравительную телеграмму.
Достаточно и пяти минут рядом, чтобы почувствовать его характер. Очень сильный и при этом невероятно добрый. Ощущение, что встретился с собственным дедушкой, который подарил всем нам самое счастливое детство.
Его герои — трогательные и смешные — всегда будто кого-то напоминают. И это неслучайно. Чтобы сделать персонажей живыми, Шварцман наделял их чертами реальных людей. Попугай-демагог с этой активной жестикуляцией — ну ведь вылитый Ленин.
Походку воспитательницы в «Гирлянде из малышей» Шварцман подсмотрел у Софи Лорен. В «Обезьянках и грабителях» нарисовал шарж на самого себя. А про Шапокляк всегда поговаривали, что это теща самого Леонида Ароновича. И попробуй тут оправдайся.
Именно благодаря Шварцману мы узнали, как выглядит тот самый неведомый зверек. Ведь в книжке Успенского он описан совсем по-другому: с большими желтыми глазами как у филина и заячьей головой.
И даже когда началась борьба за авторские права, Леонид Аронович уступил, говорит, любовь зрителей куда ценнее любых юридических бумаг. И эта любовь вышла далеко за пределы нашей страны.
«Чебурашка очень полюбился японским женщинам. Потому что он такой уютный, теплый. А нужно сказать, что в Японии женщины живут довольно напряженной жизнью. И поэтому им вот эта маленькая кукла Чебурашка прямо дорога, как маленький ребенок», — поясняет Леонид Шварцман.
Это не перевод советского мультфильма, а продолжение истории про Гену и Чебурашку, которую придумали сами японцы, бережно сохранив все черты персонажей. Вот она — магия Шварцмана. Он ведь и из варежки может сделать самого трогательного домашнего питомца.
Начинал Леонид Аронович с рисованной анимации. Перед созданием мультика режиссеры, по сути, снимали полноценный фильм с актерами. А потом художники кадр за кадром срисовывали их позы и мимику. Этот метод придумал еще Уолт Дисней. Кстати, кумир и любимый мультипликатор Шварцмана.
«Бэмби» для меня — это просто вершина. И такое огромное впечатление он произвел на меня, что когда поступил во ВГИК, и надо было выбирать отделение, естественно, я выбрал мультипликацию», — рассказывает Леонид Шварцман.
Леонид Шварцман родился на исходе Серебряного века и сам всегда говорит, что он человек той эпохи. Из поэзии и живописи черпает душевные силы, а вот здоровье от природы.
«Я, как Антей, который всегда прикасался к земле и становился еще более могущественным и сильным. Ну я же говорю, я не только двумя, а всеми четырьмя по земле хожу», — говорит Леонид Шварцман.