У берегов Крыма найдена легендарная «Аэрокобра», затонувшая в 1945 году
Уникальная операция у берегов Крыма. Там нашли и готовятся поднять со дна легендарную «Аэрокобру» — фронтовой истребитель, затонувший в конце Великой Отечественной. Вскоре эта машина станет экспонатом музея, и все желающие смогут увидеть то, что было доступно лишь немногим.
Вот он — винт машины боевой, легендарного самолета П-39, американской «Аэрокобры», которые доставлялись в Советский Союз нашим войскам по ленд-лизу. Непосредственно эта машина затонула неподалеку от западного побережья Крыма летом 1945-го, и сейчас у нас есть уникальная возможность увидеть артефакт своими глазами.
Находку времен Великой Отечественной обнаружили дайверы-любители. Фронтовой истребитель находился менее чем в километре от берега, на глубине всего восемь метров. Над грунтом виднелась лишь часть лопасти и фонарь. Водолазам пришлось вручную расчищать корпус от ила, а затем вымывать грунт из кабины.
«Посменно пять водолазов по три часа под водой. Надо было убрать грунт, пробить тоннели под самолетом, фюзеляжем и крыльями, чтобы зацепить и поднять на поверхность. Это дверь летчика. Самолет "Аэрокобра" отличался от всех остальных наличием дверей, как в автомобиле, летчик мог выходить на крыло. Очень хорошо сохранилась покрышка шасси, видны все маркировки. Это 1943 год, надпись "Сделано в США"», — рассказал руководитель предприятия подводно-технических работ Ярослав Латарцев.
По номерам на стойке шасси и двигателе удалось установить, что этот самолет находился в составе 11-го гвардейского истребительного полка, который в 1943-м прикрывал высадку Керченско-Эльтегентского десанта. Бомбил вражеские позиции и в 1944-м участвовал в освобождении Крыма. В феврале 1945-го этот самолет в составе авиагруппы обеспечивал безопасность над Крымом во время проведения «Ялтинской конференции».
«Этот самолет погиб в июле 1945 года при тренировочном полете, пилотировал его на тот момент младший лейтенант Владимир Федорович Шишкин. Он почувствовал вибрацию в двигателе и решил приводиться, после приводнения в течение 30 секунд самолет затонул. Шишкин доплыл до берега и своим ходом дошел до части», — рассказал сотрудник Института археологии Крыма РАН Сергей Иванов.
Аэродром полка находился всего в паре километров от места затопления самолета. И летчик просто не дотянул до взлетно-посадочной полосы. В составе этого полка находилось 36 истребителей американского производства. На таких «Аэрокобрах» летали настоящие асы, такие как трижды герой Советского Союза Александр Покрышкин и дважды герой Амет-Хан Султан.
«Наши опытные советские летчики любили этот самолет. Вооружение у него было очень солидное по тем временам — это одна 37 мм авиационная пушка, два пулемета крупного калибра 12,7 мм и два пулемета калибра 7,62. Очень мощное вооружение по тем временам», — отметил руководитель совместной экспедиции РГО и экспедиционного центра Минобороны РФ Анатолий Калемберг.
После подъема самолета, пролежавшего в море 75 лет, его обмоют пресной водой и обработают специальным антикоррозийным покрытием. После реконструкции «Аэрокобра» станет экспонатом в одном из крымских музеев.