С этого дня поезда столичного метрополитена снова начали водить женщины-машинисты
В столичном метро теперь снова есть машинисты — женщины. Почему снова? Их было немного до начала 80-х, когда посчитали, что водить поезда не женское дело. Кабина тех времен. Знаменитая серия ЕЖ. Огромное колесо ручного тормоза. Контроллер тяги и кран машиниста для управления основными тормозами.
В таких кабинах ездили по двое. А сейчас любо-дорого посмотреть. Те приборы остались, но их не узнать. В новейших метропоездах «Москва» Филевской линии максимум автоматики, комфорт. В общем, наверху договорились: туда женщинам можно. А как к этому отнеслись в семьях?
«Я, не долго думая, согласилась. С мужем согласовала, он сначала немножко засомневался, но в конечном итоге мы с ним договорились», — рассказывает Яна Шарова.
Летящей походкой по салону своего поезда. Машинист Яна проверяет, все ли готово к отправлению. Тщательно регулируя кресло, любительница гоночных авто признается: адреналина за пультом управления электропоездом ничуть не меньше!
Из 25 девушек, которые начали учиться на машиниста, только 12 получили права. Позади почти год занятий. Строгий отбор по здоровью — у всех стопроцентные зрение, слух. Важен даже уровень гемоглобина и холестерина. У них стальные нервы и, более того, любовь к подземке: в машинисты пошли сотрудницы метрополитена.
«Профессия эта ответственная, очень интересная, и поэтому я как только увидела, что есть такая возможность девушкам стать машинистом, я даже не раздумывала и сразу же заявку свою оформила», — делится Анастасия Прихожая.
На Филевской линии, где сегодня начали рулить первые женщины-машинисты, поезда нового поколения, у них более плавный ход по сравнению с другими моделями, низкий уровень вибрации в салоне, и еще одно важное преимущество — пониженный уровень шума.
Именно благодаря комфортным условиям труда удалось вычеркнуть профессию машиниста из списка «не женских». В котором она появилась в 1980 году. А до этого женщины-машинисты работали в московском метро с его открытия. В годы войны и вовсе все рычаги управления взяли на себя.
Сегодня пассажиры Филевской линии, только узнав, что в кабине машиниста — женщина, шутили, насколько плавным было торможение.
«Я очень рада, молодцы, девочки, так надо держать! Мужчинам нечего уступать в этой жизни! Очень молодцы! Рада за них. И плавно, да, не то что мальчики тут 1-го числа дергали», — отмечает пассажирка.
«В наше время, мы считаем, что быть выбор у всех — заниматься и работать там, где хочет, независимо от пола. Уверен, что количество машинистов метро будет увеличиваться, заявки от женщин у нас уже есть», — рассказал заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
В юбке за пульт электропоезда не запрещено. Дизайн, фасоны и ткань для рабочей формы выбирали сами женщины-машинисты. Возможно, потому в комплекте есть и небольшая сумочка, хоть и со специфическим набором.
Ирина Долгих, прошедшая путь от дежурной по станции до ее начальника, признается: сегодня добилась своей цели. С детских лет тянуло именно к технике.
А московский метрополитен тем временем планирует очередной набор. В ближайшие пять лет управлять электропоездами будут 500 женщин.